Страницы

Оценка эффекта от отмены подоходного налога

Нет, мы не предлагаем отменить подоходный налог вообще (хотя неплохо было бы). Пока идет речь об отмене подоходного налога со средств, направляемых населением на оплату медицинских услуг.

Для того чтобы оценить бюджетную эффективность предоставляемой льготы (социального вычета) необходимо сопоставить затраты (в нашем случае – сумма недополученного подоходного налога) и результат (дополнительные налоговые поступления, обусловленные приростом объема услуг).

В случае, если вся сумма, направляемая на оплату медицинских услуг, будет освобождена от налогообложения, то размер возможных потерь (Р) можно рассчитать как произведение объема платных медицинских услуг (V) на эффективную ставку подоходного налога (отношение фактического поступивших сумм налога к налоговой базе)S), которая составляет приблизительно 10 %. При этом объем оказанных услуг целесообразно скорректировать на коэффициент k, который отражает долю платных медицинских услуг, оплачиваемых не из фонда оплаты труда (иностранные граждане, пенсионеры, дети т.д.). Величина данного коэффициента будет зависеть от конкретного варианта льготирования. Если льготирование будет распространяться не только на работников, но и на членов их семей значение коэффициента составит, по нашим оценкам, примерно 0,95; если только на работников, то k составит ориентировочно 0,8.

Р=kV*S (1)

Расчет потерь бюджета по данным 2006-2007 гг. показал, что при предоставлении льготы поступления в бюджет подоходного налога могли бы снизиться в 2006 г. ориентировочно на 1,7-2,0 млрд. руб., а в 2007 г. - на 2,2-2,6 млрд. руб. Следует отметить, что вышеуказанные суммы составляют незначительный удельный вес в общей сумме поступлений подоходного налога в бюджет города (примерно 0,2%). Таким образом, даже если не принимать во внимание увеличение налоговых поступлений, обусловленное ростом объема оказываемых медицинских услуг, потери бюджета не будут значительными.

Вместе с тем, льготирование сумм, направляемых на оплату медицинских услуг, приведет к снижению расходов населения на эти услуги, что равносильно снижению цен на них. Как известно, снижение цен на товары и услуги приводит к росту спроса. Динамика спроса определяется эластичностью спроса по цене, которая в свою очередь зависит от склонности населения к потреблению данного вида услуг. В 2004-2007 гг. наблюдался достаточно динамичный рост объемов платных медицинских услуг, среднегодовой прирост за этот период составлял 25-30%.

Имеющаяся статистическая база не позволяет дать точную количественную оценку эластичности спроса на медицинские услуги по цене. Ориентировочные оценки можно получить на основании данных социологического опроса. Так, 42% от числа опрошенных указали на то, что будут чаще обращаться в платные медицинские учреждения в случае освобождения от подоходного налога средств, направляемых на оплату медицинских услуг, и столько же респондентов еще не определилось, как повлияет это освобождение на их обращение к платным медицинским услугам. Только 15,8% от числа опрошенных однозначно ответили, что в случае освобождения от подоходного налога они не станут чаще обращаться к платным медицинским услугам.

Таким образом, даже по самым осторожным оценкам, в случае освобождения от подоходного налога средств, направляемых населением на оплату медицинских услуг, объем платных медицинских услуг может возрасти на 25-30%. В результате увеличения спроса, соответственно возрастет предложение и объем реализации услуг, оказываемых медицинскими учреждениями, таким образом, сумма уплачиваемых ими налогов также возрастет.

В настоящее время предприятия, оказывающие платные медицинские услуги, не имеют налоговых льгот и уплачивают все установленные налоги в общем порядке. Это НДС, налог на прибыль, отчисления в фонд социальной защиты населения, отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и дорожный фонд, налог на недвижимость и др.

Средняя налоговая нагрузка, рассчитанная как отношение суммы налогов, уплаченных в бюджет всеми предприятиями, к выручке от реализации составила в 2005-2006 гг. 28%. Расчеты показали, что при такой налоговой нагрузке прирост объема медицинских услуг на 35% полностью компенсирует потери бюджета от снижения поступлений подоходного налога, дополнительными налоговыми поступлениями медицинских организаций.

Введение социальной льготы не только увеличит спрос на платные медицинские услуги, но и будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, что также увеличит налоговые поступления в бюджет. Это связано с тем, что в настоящее время пациенты не заинтересованы в получении кассовых чеков за оказанные им медицинские услуги, таким образом, часть медицинских услуг официально не учитывается, формируя, «серый» рынок. При освобождении от налогообложения, средств, направляемых на оплату медицинских услуг, пациенты будут заинтересованы в получении чеков и других документов, подтверждающих оказание услуги, поэтому медицинские учреждения будут обязаны выдавать кассовые чеки, что будет способствовать легализации рынка медицинских услуг.

Выполненные на основании различных методик расчеты позволяют оценить серый рынок медицинских услуг в размере 20-25% от официально учитываемого объема платных медицинских услуг. По нашим оценкам, прирост выручки, за счет легализации оказываемых медицинских услуг может составить 15-20%.

Таким образом, дополнительный прирост объема платных медицинских услуг в результате увеличения спроса на них при введении социального вычета и легализации серого рынка, прогнозируется в 2008 г. в размере до 40%.

Таким образом, освобождение от подоходного налога средств, направляемых на оплату медицинских услуг, не приведет к потерям бюджета, т.к. сокращение поступлений подоходного налога будет компенсировано увеличением налогов, уплачиваемых организациями, оказывающими эти услуги.

Введение льготы по подоходному налогу предполагает определение условий, при которых данная льгота будет предоставляться. В первую очередь, необходимо разработать перечень услуг, при оплате которых будет предоставляться льгота. На наш взгляд, данный перечень должен быть достаточно широким, включающим как диагностические обследования, так и оказание различных видов медицинской помощи. Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть освобождение от подоходного налога также средств, израсходованных на приобретение лекарств, которые назначаются лечащим врачом.

В связи с отменой большинства социальных льгот важное значение приобретает также распространение льготы по подоходному налогу на членов семьи работника. Это в первую очередь касается несовершеннолетних детей и родителей, которые являются неработающими пенсионерами.

Комментариев нет: