Страницы

Белорусская институциональная ловушка в экономике

Усложнение экономической ситуации в сложившейся институциональной модели вызывает необходимость усиления централизации средств. В результате предпринимаются решения, которые не могут быть адекватно объяснены методологией экономической науки. Примером может быть прикрепление убыточных сельскохозяйственных предприятий к городским организациям. Вынужденная необходимость направлять собственные средства для поддержки предприятий-банкротов подрывает экономическую заинтересованность субъектов хозяйствования, у менеджеров формируется точка зрения: «Зачем работать лучше, если деньги все равно отберут?». В результате снижается общая эффективность хозяйствования, что, в свою очередь, требует усиления государственной поддержки. В результате формируется институциональная ловушка, ведущая ко все большей концентрации средств в распоряжении государства. В таких условиях частное имущество легко национализируется, с интересами частных инвесторов перестают считаться. В результате частный капитал начинает бежать из страны, а государственные предприятия все в большей степени надеются на помощь государства, которое найдет еще один «карман» и предоставит необходимые финансовые ресурсы.
Белорусский опыт показал, что институциональные условия, создаваемые доминирующим государством, не благоприятствуют эффективности хозяйствования. Более важное значение для предприятий приобретает финансовая поддержка со стороны государства, чем их собственные усилия и получение ими прибыли в результате этих усилий. При этом внимание государства концентрируется на государственном секторе экономики, а предпринимательский сектор играет вспомогательную роль. Но это вовсе не означает, что растет эффективность государственного сектора. Более того, государственный бюджет становится механизмом перекачки средств в государственный сектор экономики. Однако в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры ситуация в реальном секторе может существенно ухудшиться, субсидирование и получение различных льгот предприятиями станет невозможным. В этом случае несложно спрогнозировать мощный бюджетный и социальный кризис, поскольку неконкурентоспособные предприятия будут не в состоянии платить налоги, а предпринимательский сектор в Беларуси не настолько развит, чтобы взять на себя бремя финансирования основных расходов государства.
Таким образом, для современного этапа развития белорусской экономики чрезвычайно важной задачей стало найти выход из формирующихся институциональных ловушек, чреватых серьезными кризисными явлениями в будущем.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Александр, Вы правы, доминирующая институциональная концепция Беларуси предопределяет формирование неэффективных стратегий развития отдельных составляющих экономических институтов. В частности, амортизационная политика страны, которая сегодня во многом основана на устаревшем административно-командном подходе, который не способен обеспечить паритет интересов государства и субъектов хозяйствования. Отсутствие гибкости, которое проявляется в неспособности расширить существующие инструменты амортизационной политики и внедрить эффективную систему прямых стимулов, ведет к тому, что ключевые макроэкономические задачи амортизационной политики не решаются. Не хочется уходить вглубь проблемы и приводить статистику, но проблема существует и суть ее лежит именно в области институционалистики.

Понравилось Ваше сравнение на одной из конференций белорусской экономики с автомобилем с критично высоким расходом топлива. Продолжая аналогию, можно отметить, что автомобиль этот вероятно "учебный" (У), где неадекватный Инструктор жмет на дублирующую педаль тормоза, пока ученик давит на газ, наивно пытаясь бысто добраться из несуществующего уже пункта А в цивилизованный пункт Б...