Страницы

Влияние Единого экономического пространства (ЕЭП) на развитие Республики Беларусь: проблемы и пути их решения, часть 4




предыдущая страница

5. ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕЭП

Основные различия в используемых мерах валютного регулирования странами ЕЭП видны из табл. 13. В Республике Беларусь, в отличие от Российской Федерации и Республики Казахстан, достаточно активно используются валютные ограничения. Так, только в Республике Беларусь используются такие валютные ограничения как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования (отменена в Казахстане в 1999 г., в России – в 2006 г.), ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, необходимость предъявления паспорта при покупке физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты через банки.
В Республике Беларусь режим валютного регулирования помимо жесткого контроля за оттоком капитала из страны по-прежнему содержит ряд существенных ограничений по текущему счету платежного баланса (лимитированы сроки завершения внешнеторговых операций; установлены разрешающие критерии авансовых платежей по импорту; существует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и институт обязательной продажи).
Таблица 13. – Сравнительный анализ направлений валютного регулирования в странах ЕЭП
Валютное регулирование
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Российская Федерация
Определение направлений валютного регулирования и принятие конкретных инструкций
Национальный банк Республики Беларусь

Национальный банк Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан
Центральный банк России
Правительство Российской Федерации
Режим валютного курса
В 2011 г. – фикси­ро­ванный, привязка к корзине валют, с 1.01.2012 - переход к управляемому плаванию
Управляемое плавание валютного курса
Управляемое плавание валютного курса
Ограничения по текущим валютным операциям,
в том числе
Используются
Нет
Нет
1. Ограничения по суммам авансовых платежей связанным с импортом товаров и  услуг
Используются
Не применяются
Не применяются
2. Ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках
Требуется разрешение Национального банка
Нет
Нет
Покупка-продажа физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностран­ной валюты через банки
Без ограничений по суммам, необходимо предъявление паспорта
Без ограничений
Без ограничений
Покупка-продажа хозяйствующими субъектами-резидентами иностранной валюты через банки
Целевой характер покупки, использование в течение 7 дней
Свободно
Свободно
3. Ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных банках
Нет
Нет
Нет
Проведение операций, связанных с движением капитала
Требуется разрешение Национального банка
Обязательна проверка обоснованности операции  Национальным банком
Не требуется разрешение Центрального банка

В соответствии с достигнутыми соглашениями, центральные банки стран-членов ЕЭП должны согласовывать денежно-кредитную политику и, в том числе, привести в полное соответствие порядок использования валютных ограничений, как по текущим операциям платежных балансов, так и по операциям, связанным с движением капитала в странах ЕЭП. В то же время Республика Беларусь хочет сохранить 30% продажу валюты, а также право не снимать ограничения на открытие счетов и вкладов в иностранной валюте, применять ограничения в отношении определенных валютных операций, выдавать разрешения на проведение капитальных валютных операций до 1 января 2017 г. Следовательно, пока белорусская практика не соответствует в полной мере условиям Соглашения, согласно которому стороны должны обеспечивать постепенное устранение валютных ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов резидентами в банках на территории государств ЕЭП. Введение же валютных ограничений возможно в исключительных случаях (отрицательная динамика сальдо платежного баланса, снижение объема золотовалютных резервов ниже допустимого уровня, резкие колебания курса валюты) на срок не более одного года. То есть использование валютных ограничений допускается в случаях, если негативная ситуация не может быть исправлена другими мерами экономической политики.
Вместе с тем, необходимо четко сознавать, что существующие валютные ограничения по движению капитала, применяемые Национальным банком Республики Беларусь в настоящее время, соответствуют национальным интересам и уровню развития финансового рынка страны, и способствуют при осуществлении резидентами внешнеэкономических операций минимизации рисков, которые, в свою очередь, могут оказать негативное влияние на макроэкономические показатели государства. Поэтому в ходе дальнейших переговоров по развитию ЕЭП и перспективного формирования Евразийского экономического союза, эти моменты должны учитываться.
В рамках реализации Соглашения о согласованных принципах валютной политики стран Единого экономического пространства наиболее важными мерами в области валютно-финансового сотрудничества в ближайшей перспективе должны выступать следующие:
·        расширение использования национальных валют во взаимной торговле. Необходимо создание условий для заключения контрактов в национальных валютах. Для этого необходима система текущих курсовых котировок национальных валют Беларуси, России и Казахстана и их информационное обеспечение;
·        создание консолидированного валютно-финансового и информационного рынка трех стран, что значительно расширит возможности национальных предприятий и финансовых институтов, будет способствовать укреплению их конкурентных позиций в мире;
·        унификация правил проведения валютных операций как для резидентов, так и для нерезидентов.
Прогнозируется, что процесс валютной интеграции и создания единого валютного пространства в рамках ЕЭП может проводиться в три этапа.
На первом этапе следует ожидать углубления интеграции банков стран-членов ЕЭП. Российские банки уже выходят на рынки партнеров по ЕЭП, покупая доли в их кредитных организациях. Так, Сбербанк России выкупил 93,27% акций ОАО «БПС-Банк», который с октября 2011 г. переименован в Открытое акционерное общество «БПС-Сбербанк». Одновременно со стороны наших партнеров будет активизироваться работа по координации денежно-кредитной политики в рамах ЕЭП.
На втором этапе начнется проработка вопросов создания общего платежного средства (коллективной счетной единицы), которое будет обслуживать внешнеторговый оборот стран и служить инструментом реализации единой денежно-кредитной и валютной политики. При этом возможно как использование в качестве общего платежного средства денежной единицы одной из стран ЕЭП; так использование в качестве общего платежного средства новой валюты.
Возможно инициирование идеи создания Центрального банка ЕЭП. Основными функциями, которые должен выполнять Центральный банк ЕЭП, будут выступать:
·        координация денежно-кредитной политики стран-участниц с целью поддержания стабильности цен;
·        реализация политики курсообразования;
·        мониторинг выполнения валютных соглашений и функционирования механизмов валютной интеграции;
·        использование общего платежного средства на мировых финансовых рынках.
Создание центрального финансово-кредитного института ЕЭП, общего платежного средства, и, соответственно, платежной системы позволит улучшить взаиморасчеты по внешнеэкономическим операциям. В то же время это будет означать частичную передачу полномочий национальных органов в распоряжение наднационального с ограничением свободы маневра в денежно-кредитной политике на уровне отельных стран.
На третьем этапе возможно введение единой наднациональной валюты, создание валютного союза. При этом желательно расширение ЕЭП за счет вступления других стран. В этом случае эмиссия новой валюты может осуществляться исходя из коллективных интересов стран-участников, а не отдельной страны, занимающей доминирующее положение. Для введения единой валюты потребуется достаточно продолжительный период времени.
Другой сложной проблемой являются различия в политике курсообразования в странах ЕЭП. В настоящее время они определяют обменные курсы своих валют на основании торгов, проводимых на своих валютных биржах. В России проводимую курсовую политику определяют как горизонтальный коридор, но границы коридора очень широки, что фактически почти допускает свободное плавание. При этом Центральный банк России активно вмешивается в курсообразование. До ноября 2008 г. (до кризиса) в России реализовывался курсовой режим фактической стабилизации. В России на 2011–2012 г. ставится задача изменения эластичности границ и ширины операционного коридора в рамках необходимости повышения гибкости курсообразования и подготовки к использованию режима плавающего курса.
В Казахстане Национальный банк в 2011 г. принял решение об отмене коридора колебаний обменного курса тенге (150 тенге за 1 доллар США плюс 15 тенге (или 10%) и минус 22,5 тенге (или 15%)) и переходе от режима горизонтального коридора к режиму управляемого плавающего обменного курса.
В Республике Беларусь в 2009–2011 гг. реализовывался режим привязки к корзине валют, с 1.01.2012 г. Национальный банк Республики Беларусь перешел к реализации режима управляемого плавания.
Для выравнивания условий конкуренции нужна координация механизмов, формирование единых подходов к курсообразованию. Управление обменным курсом является одним из самых эффективных инструментов воздействия на реальный сектор экономики, особенно для тех секторов, которые прямо или косвенно вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.
В условиях перехода к режиму плавающего курса в трех странах необходимо повышение эффективности денежно-кредитной политики путем пересмотра целевых показателей развития денежно-кредитной сферы, а также совершенствования операционных процедур регулирования, что позволит повысить уровень доверия к проводимой политике. Курсовая политика стран ЕЭП должна быть когерентной, то есть необходимым условием должна стать согласованность проводимых центральными банками валютных интервенций, и они не должны препятствовать достижению целей денежно-кредитной политики стран-участниц.
В соответствии с Соглашением о согласованных принципах валютной политики Россия, Беларусь и Казахстан на первом этапе интеграции должны будут согласовывать на трехлетний период интервальные количественные значения курса национальной валюты к доллару США (или к евро). В качестве основного обязательства стран ЕЭП в рамках Соглашения выступает необходимость удерживать колебания курсов своих валют по отношению друг к другу в рамках ограниченного диапазона. Интервальные количественные значения возможных колебаний должны быть согласованы к 1 января 2013 г. Любые резкие движения в отношении валют третьих стран должны проводиться сообща. Если отклонение какого-либо курса будет приближаться к критической отметке, центральные банки трех стран должны будут проводить совместные интервенции. Для мониторинга с целью определения степени интеграции будет использоваться показатель индекса реального эффективного обменного курса национальной валюты каждой из трех стран. В Республике Беларусь в 2000–2011 гг. этот индекс имел тенденцию к снижению. В 2011 г. реальный эффективный обменный курс снижался и в странах-партнерах – России и Казахстане.
Основными направлениями формирования и реализации общей политики курсообразования в странах ЕЭП должны стать:
·        определение методологии взаимозависимого определения курсов национальных валют. Тогда страны-участницы ЕЭП смогут на основе единого подхода устанавливать курсы национальных валют к другим валютам и к Общему Платежному Средству.
·        разработка механизма определения обменного курса национальных валют к общему платежному средству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе подготовки доклада получены следующие основные выводы и рекомендации.
1. Хотя доля Республики Беларусь и Республики Казахстан во внешнеторговом обороте Российской Федерации составила в 2011 г. всего 7,1%, однако относительно небольшой удельный вес этих стран в российской внешней торговле компенсируется их важной ролью в обеспечении геополитической устойчивости на евразийском континенте и создании условий для тесной экономической интеграции на постсоветском пространстве. Экономической основой формирования и развития ЕЭП является, прежде всего, заинтересованность Беларуси и Казахстана в создании благоприятных условий для импорта российских (для нашей страны – в первую очередь топливно-энергетических) товаров.
2. Вектор внешнеторговой деятельности Республики Беларусь в рамках Таможенного союза в 2011 г. был чрезмерно ориентирован на Российскую Федерацию (98% внешнеторгового оборота Республики Беларусь в рамках ТС). Между тем, мировая практика показывает, что международные экономические образования обеспечивают должную защиту интересов их участников только в случае диверсификации отношений между всеми партнерами. В связи с этим необходимо активизировать внешнеэкономическую деятельность с Республикой Казахстан не только для увеличения экспорта в эту страну, но и для увеличения импорта за счет третьих стран.
3. Оговоренные в соглашениях меры по образованию Единого экономического пространства, предполагающие проведение согласованной макроэкономической политики могут ущемить экономические интересы Республики Беларусь. В условиях обостряющихся внешних вызовов, связанных с кризисными явлениями в мировой экономике, обострением конкуренции на международных рынках и ростом цен на энергоресурсы, Республике Беларусь целесообразно гибко использовать инструменты макроэкономического регулирования, позволяющие повышать конкурентоспособность белорусских товаров. К таким инструментам относится в частности, регулирование курса национальной валюты, оказание финансовой поддержки предприятиям-экспортерам как из бюджета, так и за счет банковских кредитов.
В связи с этим целесообразно с осторожностью подходить к принятию решений по приведению к единообразию макроэкономической политики стран-участников ЕЭП, отстаивая национальные интересы Республики Беларусь и максимально сохраняя для этого свободу маневра.
4. Сектора с высокой эластичностью спроса на импорт достаточно хорошо защищены в Беларуси. При этом общий индекс ограничения торговли (тарифы и нетарифные ограничения) в Беларуси выше, чем в России и Казахстане. Неизбежное снижение этого индекса в связи с образованием ЕЭП, вследствие  снижения тарифных и нетарифных барьеров, может оказать негативное влияние на конкурентоспособность белорусских производителей на национальном и российском рынках. 
5. Наиболее уязвимые производства с высокой эластичностью спроса на импорт нуждаются в дополнительной защите, но только на время реструктуризации (в случае более длительной защиты возможен застой и потеря конкурентоспособности экспорта, как это было в странах Латинской Америки). Нуждаются в дополнительной защите производство проводов металлических, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, электротехнических товаров, производство некоторых изделий из пластика, бумаги, мебели, нетканых материалов, целого ряда строительных материалов, изделий из стекла и керамики, резинотехнических изделий, текстиля, напитков.
6. Для выполнения условий соглашений от 9 декабря 2010 г. в части государственной поддержки субъектов хозяйствования необходим переход от селективных методов промышленной политики, широко применяемых в Беларуси в последние 12 лет, к неселективным, основанным на мерах общего стимулирования экономики и улучшения бизнес-среды (стимулирование инноваций, малого и среднего бизнеса и т.д.).  
7. Прогнозируемое в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО усиление ее инвестиционной привлекательности может привести к появлению в этой стране новых либо технологически усовершенствованных производств, продукция которых будет конкурировать с белорусской. В таких условиях инвестиционная политика Республики Беларусь в рамках ЕЭП должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение сравнительно более выгодных условий осуществления экономической деятельности, чем в России и Казахстане. Практическое воплощение данной цели должно включать в себя реализацию следующих мер:
·        улучшение институциональных условий ведения бизнеса, направленное на формирование работоспособной системы согласования интересов государства и бизнес-сообщества, предполагающая участие государства и работодателей в разработке и принятии наиболее важных решений в экономической сфере;
·        переориентация инвестиционных потоков на развитие приоритетных в инновационном плане видов экономической деятельности для Республики Беларусь, а не только на поддержку инвестициями экспортоориентированных (на современном этапе) отраслей;
·        реформирование подходов к администрированию инвестиционной деятельности и, в первую очередь, к планированию показателей динамики инвестиций в основной капитал. Целесообразно отказаться от ежегодного установления прогнозных заданий по росту инвестиций в основной капитал и использовать для контроля показатель роста эффективности производства за счет технического перевооружения производства;
·        целесообразно разработать Структурную политику развития экономики Беларуси, определяющую тенденции развития отдельных отраслей (промышленности, транспорта, связи, торговли и др.) в условиях ЕЭП, учитывающую технологический уровень России и Казахстана и перспективы их развития на период до 2030 г. и включающую в себя совокупность мер по поддержке развития приоритетных видов производств и защите инвесторов-резидентов Республики Беларусь в соответствии с заключенными по ЕЭП соглашениями;
·        министерствам и ведомствам целесообразно проработать вопрос о вхождении белорусских предприятий в кооперационные связи с действующими на территории ЕЭП транснациональными корпорациями, российскими и казахскими компаниями. В качестве варианта можно рассматривать создание совместных холдинговых структур с российскими и казахскими предприятиями;
·        в целях стимулирования инвестиционной деятельности в Беларуси следует шире использовать перспективные методы и финансовые инструменты инвестиционной политики: проектное и венчурное финансирование; государственно-частное партнерство; дополнительная эмиссия акций на биржевых рынках, в том числе на внешних (IPO).
8. Для повышения эффективности работы своих предприятий Россия и в особенности Казахстан реформировали налоговые системы, ориентируясь на более равномерное распределение налогового бремени между субъектами хозяйствования. С этой целью было отменено множество льгот и освобождений. В Беларуси все еще сохраняется значительное число как категориальных, так и индивидуальных льгот, что оказывает существенное влияние на эффективность деятельности отдельных отраслей и предприятий, и в конечном итоге, на размещение ресурсов и соблюдение соглашений по ЕЭП. В этой связи сокращение льгот и повышение налоговой нейтральности является актуальной задачей реформирования белорусской налоговой системы, которая в то же время будет ориентирована на гармонизацию налогообложения со странами ЕЭП.
9. Несмотря на принимаемые меры по сокращению налоговой нагрузки (в том числе снижение ставки налога на прибыль) в Беларуси она остается выше, чем в России и Казахстане. Более высокая величина налоговой нагрузки обусловлена, в частности, повышенной по сравнению с другими странами ЕЭП ставкой налога на добавленную стоимость (в Беларуси – 20%, в Казахстане – 12%, в России – 18%). Кроме того, белорусская система взимания НДС является чрезмерно сложной, что значительно удорожает систему администрирования. Различия в ставках и порядке уплаты НДС ухудшают условия хозяйствования для белорусских предприятий. Поэтому дальнейшее совершенствование НДС в нашей стране целесообразно вести в направлении унификации налоговой ставки по НДС с другими странами ЕЭП.
10. В отличие от Российской Федерации и Республики Казахстан в Республике Беларусь сохраняются такие валютные ограничения как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования (отменена в Казахстане в 1999 г., в России – в 2006 г.), ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, необходимость предъявления паспорта при покупке иностранной валюты через банки. Кроме того, помимо жесткого контроля оттока капитала из страны в Беларуси по-прежнему применяются существенные ограничения по лимитированию сроков завершения внешнеторговых операций; установлены разрешающие критерии авансовых платежей по импорту; существует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и институт обязательной продажи). Следовательно, пока белорусская практика соответствует не в полной мере условиям соглашений по ЕЭП, согласно которым стороны должны обеспечивать постепенное устранение валютных ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов резидентами в банках на территории государств ЕЭП.
Вместе с тем, необходимо четко сознавать, что существующие валютные ограничения не только соответствуют национальным интересам и уровню развития финансового рынка Республики Беларусь, но и способствуют при осуществлении внешнеэкономических операций минимизации рисков, способных оказать негативное влияние на макроэкономические показатели государства. Поэтому в ходе дальнейших переговоров по развитию ЕЭП и Евразийского экономического союза эти моменты должны учитываться.
11. В рамках реализации Соглашения о согласованных принципах валютной политики стран Единого экономического пространства наиболее важными мерами в области валютно-финансового сотрудничества в ближайшей перспективе должны выступать следующие:
·        расширение использования национальных валют во взаимной торговле. Необходимо создание условий для заключения контрактов в национальных валютах. Для этого необходима система текущих курсовых котировок национальных валют Беларуси, России и Казахстана и их информационное обеспечение;
·        создание консолидированного валютно-финансового и информационного рынка трех стран, что значительно расширит возможности национальных предприятий и финансовых институтов, будет способствовать укреплению их конкурентных позиций в мире;
·        унификация правил проведения валютных операций как для резидентов, так и для нерезидентов.



Авторы доклада: Лученок А.И., Маркусенко М.В., Пекутько П.Н., Е.В.Преснякова,  О.Л.Шулейко, И.В.Колесникова, Д. Муха

Комментариев нет: