Влияние Единого экономического пространства (ЕЭП) на развитие Республики Беларусь: проблемы и пути их решения, часть 4
предыдущая страница
5. ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕЭП
Основные различия в используемых мерах валютного
регулирования странами ЕЭП видны из табл. 13. В Республике Беларусь, в отличие от
Российской Федерации и Республики Казахстан, достаточно активно используются
валютные ограничения. Так, только в Республике Беларусь используются такие
валютные ограничения как обязательная продажа валютной выручки субъектами
хозяйствования (отменена в Казахстане в 1999 г., в России – в 2006 г.),
ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, необходимость
предъявления паспорта при покупке физическими лицами (резидентами и
нерезидентами) иностранной валюты через банки.
В Республике Беларусь режим валютного регулирования помимо
жесткого контроля за оттоком капитала из страны по-прежнему содержит ряд существенных
ограничений по текущему счету платежного баланса (лимитированы сроки завершения
внешнеторговых операций; установлены разрешающие критерии авансовых платежей по
импорту; существует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке и институт обязательной продажи).
Таблица 13. – Сравнительный анализ направлений валютного
регулирования в странах ЕЭП
Валютное регулирование
|
Республика Беларусь
|
Республика Казахстан
|
Российская Федерация
|
Определение направлений валютного регулирования и принятие
конкретных инструкций
|
Национальный банк Республики Беларусь
|
Национальный банк Республики Казахстан и Министерство финансов
Республики Казахстан
|
Центральный банк России
Правительство Российской Федерации
|
Режим валютного курса
|
В 2011 г. – фиксированный, привязка к корзине валют, с 1.01.2012
- переход к управляемому плаванию
|
Управляемое плавание валютного курса
|
Управляемое плавание валютного курса
|
Ограничения по текущим валютным операциям,
в том числе
|
Используются
|
Нет
|
Нет
|
1. Ограничения по суммам авансовых платежей связанным с импортом
товаров и услуг
|
Используются
|
Не применяются
|
Не применяются
|
2. Ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках
|
Требуется разрешение Национального банка
|
Нет
|
Нет
|
Покупка-продажа физическими лицами (резидентами и нерезидентами)
иностранной валюты через банки
|
Без ограничений по суммам, необходимо предъявление паспорта
|
Без ограничений
|
Без ограничений
|
Покупка-продажа хозяйствующими субъектами-резидентами иностранной
валюты через банки
|
Целевой характер покупки, использование в течение 7 дней
|
Свободно
|
Свободно
|
3. Ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных
банках
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Проведение операций, связанных с движением капитала
|
Требуется разрешение Национального банка
|
Обязательна проверка обоснованности операции Национальным банком
|
Не требуется разрешение Центрального банка
|
В соответствии с достигнутыми соглашениями, центральные
банки стран-членов ЕЭП должны согласовывать денежно-кредитную политику и, в том
числе, привести в полное соответствие порядок использования валютных
ограничений, как по текущим операциям платежных балансов, так и по операциям,
связанным с движением капитала в странах ЕЭП. В то же время Республика Беларусь
хочет сохранить 30% продажу валюты, а также право не снимать ограничения на
открытие счетов и вкладов в иностранной валюте, применять ограничения в
отношении определенных валютных операций, выдавать разрешения на проведение
капитальных валютных операций до 1 января 2017 г. Следовательно, пока
белорусская практика не соответствует в полной мере условиям Соглашения,
согласно которому стороны должны обеспечивать постепенное устранение валютных
ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов
резидентами в банках на территории государств ЕЭП. Введение же валютных
ограничений возможно в исключительных случаях (отрицательная динамика сальдо
платежного баланса, снижение объема золотовалютных резервов ниже допустимого
уровня, резкие колебания курса валюты) на срок не более одного года. То есть использование
валютных ограничений допускается в случаях, если негативная ситуация не может
быть исправлена другими мерами экономической политики.
Вместе с тем, необходимо четко сознавать, что существующие валютные
ограничения по движению капитала, применяемые Национальным банком Республики
Беларусь в настоящее время, соответствуют национальным интересам и уровню
развития финансового рынка страны, и способствуют при осуществлении резидентами
внешнеэкономических операций минимизации рисков, которые, в свою очередь, могут
оказать негативное влияние на макроэкономические показатели государства. Поэтому
в ходе дальнейших переговоров по развитию ЕЭП и перспективного формирования Евразийского
экономического союза, эти моменты должны учитываться.
В рамках реализации Соглашения о согласованных принципах
валютной политики стран Единого экономического пространства наиболее важными
мерами в области валютно-финансового сотрудничества в ближайшей перспективе
должны выступать следующие:
·
расширение использования национальных валют во
взаимной торговле. Необходимо создание условий для заключения контрактов в
национальных валютах. Для этого необходима система текущих курсовых котировок
национальных валют Беларуси, России и Казахстана и их информационное
обеспечение;
·
создание консолидированного валютно-финансового
и информационного рынка трех стран, что значительно расширит возможности национальных
предприятий и финансовых институтов, будет способствовать укреплению их
конкурентных позиций в мире;
·
унификация правил проведения валютных операций
как для резидентов, так и для нерезидентов.
Прогнозируется, что процесс валютной интеграции и создания
единого валютного пространства в рамках ЕЭП может проводиться в три этапа.
На первом этапе следует
ожидать углубления интеграции банков стран-членов ЕЭП. Российские банки уже
выходят на рынки партнеров по ЕЭП, покупая доли в их кредитных организациях.
Так, Сбербанк России выкупил 93,27% акций ОАО «БПС-Банк», который с октября
2011 г. переименован в Открытое акционерное общество «БПС-Сбербанк». Одновременно
со стороны наших партнеров будет активизироваться работа по координации денежно-кредитной
политики в рамах ЕЭП.
На втором этапе начнется проработка вопросов создания общего
платежного средства (коллективной счетной единицы), которое будет обслуживать внешнеторговый оборот стран и служить инструментом реализации единой денежно-кредитной и валютной политики. При
этом возможно как использование в качестве общего платежного средства денежной
единицы одной из стран ЕЭП; так использование в качестве общего платежного
средства новой валюты.
Возможно инициирование
идеи создания Центрального банка ЕЭП. Основными функциями, которые
должен выполнять Центральный банк ЕЭП, будут выступать:
·
координация денежно-кредитной политики
стран-участниц с целью поддержания
стабильности цен;
·
реализация политики курсообразования;
·
мониторинг выполнения валютных соглашений и
функционирования механизмов валютной
интеграции;
·
использование общего платежного средства на мировых финансовых рынках.
Создание центрального
финансово-кредитного института ЕЭП, общего
платежного средства, и, соответственно, платежной системы позволит улучшить
взаиморасчеты по внешнеэкономическим операциям. В то же время это будет
означать частичную передачу полномочий национальных органов в распоряжение
наднационального с ограничением свободы маневра в денежно-кредитной политике на
уровне отельных стран.
На третьем этапе возможно
введение единой наднациональной валюты, создание валютного союза. При этом
желательно расширение ЕЭП за счет вступления других стран. В этом случае
эмиссия новой валюты может осуществляться исходя из коллективных интересов
стран-участников, а не отдельной страны, занимающей доминирующее положение. Для
введения единой валюты потребуется достаточно продолжительный период времени.
Другой сложной проблемой
являются различия в политике курсообразования в странах ЕЭП. В настоящее
время они определяют обменные курсы своих валют на основании торгов, проводимых на своих валютных биржах. В
России проводимую курсовую политику определяют как горизонтальный коридор, но
границы коридора очень широки, что фактически почти допускает свободное
плавание. При этом Центральный банк России активно вмешивается в
курсообразование. До ноября 2008 г. (до кризиса) в России реализовывался
курсовой режим фактической стабилизации. В России на 2011–2012 г. ставится
задача изменения эластичности границ и ширины операционного коридора в рамках
необходимости повышения гибкости курсообразования и подготовки к использованию
режима плавающего курса.
В Казахстане Национальный банк в 2011 г. принял решение об
отмене коридора колебаний обменного курса тенге (150 тенге за 1 доллар США плюс
15 тенге (или 10%) и минус 22,5 тенге (или 15%)) и переходе от режима
горизонтального коридора к режиму управляемого плавающего обменного курса.
В Республике Беларусь в 2009–2011 гг. реализовывался режим
привязки к корзине валют, с 1.01.2012 г. Национальный банк Республики Беларусь
перешел к реализации режима управляемого плавания.
Для выравнивания условий конкуренции нужна координация
механизмов, формирование единых подходов к курсообразованию. Управление
обменным курсом является
одним из самых эффективных инструментов воздействия на реальный сектор экономики, особенно
для тех секторов, которые прямо или косвенно
вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.
В условиях перехода к
режиму плавающего курса в трех странах необходимо повышение эффективности денежно-кредитной
политики путем пересмотра целевых показателей развития денежно-кредитной сферы,
а также совершенствования операционных процедур регулирования, что позволит
повысить уровень доверия к проводимой политике. Курсовая политика стран ЕЭП должна
быть когерентной, то есть необходимым условием должна стать согласованность проводимых
центральными банками валютных интервенций, и они не должны препятствовать достижению
целей денежно-кредитной политики стран-участниц.
В соответствии с Соглашением о согласованных принципах валютной политики Россия, Беларусь
и Казахстан на первом этапе интеграции должны будут согласовывать на трехлетний
период интервальные количественные значения курса национальной валюты к доллару
США (или к евро). В качестве основного обязательства стран ЕЭП в рамках
Соглашения выступает необходимость удерживать колебания курсов своих валют по
отношению друг к другу в рамках ограниченного диапазона. Интервальные
количественные значения возможных колебаний должны быть согласованы к 1 января
2013 г. Любые резкие движения в отношении валют третьих стран должны проводиться
сообща. Если отклонение какого-либо курса будет приближаться к критической
отметке, центральные банки трех стран должны будут проводить совместные
интервенции. Для мониторинга с целью определения степени интеграции будет
использоваться показатель индекса реального эффективного обменного курса
национальной валюты каждой из трех стран. В Республике Беларусь в 2000–2011 гг.
этот индекс имел тенденцию к снижению. В 2011 г. реальный эффективный обменный
курс снижался и в странах-партнерах – России и Казахстане.
Основными направлениями формирования и реализации общей
политики курсообразования в странах ЕЭП должны стать:
·
определение
методологии взаимозависимого определения курсов национальных валют. Тогда страны-участницы ЕЭП смогут на основе
единого подхода устанавливать курсы национальных валют к другим валютам
и к Общему Платежному Средству.
·
разработка механизма определения обменного курса
национальных валют к общему платежному средству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе подготовки доклада
получены следующие основные выводы и рекомендации.
1. Хотя доля Республики
Беларусь и Республики Казахстан во внешнеторговом обороте Российской Федерации
составила в 2011 г. всего 7,1%, однако относительно небольшой удельный вес этих
стран в российской внешней торговле компенсируется их важной ролью в
обеспечении геополитической устойчивости на евразийском континенте и создании
условий для тесной экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Экономической основой формирования и развития ЕЭП является, прежде всего, заинтересованность
Беларуси и Казахстана в создании благоприятных условий для импорта российских
(для нашей страны – в первую очередь топливно-энергетических) товаров.
2. Вектор внешнеторговой деятельности Республики Беларусь в
рамках Таможенного союза в 2011 г. был чрезмерно ориентирован на Российскую
Федерацию (98% внешнеторгового оборота Республики Беларусь в рамках ТС). Между
тем, мировая практика показывает, что международные экономические образования
обеспечивают должную защиту интересов их участников только в случае
диверсификации отношений между всеми партнерами. В связи с этим необходимо
активизировать внешнеэкономическую деятельность с Республикой Казахстан не
только для увеличения экспорта в эту страну, но и для увеличения импорта за
счет третьих стран.
3. Оговоренные в соглашениях меры по образованию Единого
экономического пространства, предполагающие проведение согласованной макроэкономической
политики могут ущемить экономические интересы Республики Беларусь. В условиях
обостряющихся внешних вызовов, связанных с кризисными явлениями в мировой
экономике, обострением конкуренции на международных рынках и ростом цен на
энергоресурсы, Республике Беларусь целесообразно гибко использовать инструменты
макроэкономического регулирования, позволяющие повышать конкурентоспособность
белорусских товаров. К таким инструментам относится в частности, регулирование
курса национальной валюты, оказание финансовой поддержки
предприятиям-экспортерам как из бюджета, так и за счет банковских кредитов.
В связи с этим целесообразно с осторожностью подходить к
принятию решений по приведению к единообразию макроэкономической политики
стран-участников ЕЭП, отстаивая национальные интересы Республики Беларусь и
максимально сохраняя для этого свободу маневра.
4. Сектора с высокой эластичностью спроса на импорт
достаточно хорошо защищены в Беларуси. При этом общий индекс ограничения
торговли (тарифы и нетарифные ограничения) в Беларуси выше, чем в России и Казахстане.
Неизбежное снижение этого индекса в связи с образованием ЕЭП, вследствие снижения тарифных и нетарифных барьеров, может
оказать негативное влияние на конкурентоспособность белорусских производителей
на национальном и российском рынках.
5. Наиболее уязвимые производства с высокой эластичностью
спроса на импорт нуждаются в дополнительной защите, но только на время реструктуризации
(в случае более длительной защиты возможен застой и потеря конкурентоспособности
экспорта, как это было в странах Латинской Америки). Нуждаются в дополнительной
защите производство проводов металлических, тракторов и другой
сельскохозяйственной техники, электротехнических товаров, производство
некоторых изделий из пластика, бумаги, мебели, нетканых материалов, целого ряда
строительных материалов, изделий из стекла и керамики, резинотехнических
изделий, текстиля, напитков.
6. Для выполнения условий соглашений от 9 декабря 2010 г. в
части государственной поддержки субъектов хозяйствования необходим переход от
селективных методов промышленной политики, широко применяемых в Беларуси в
последние 12 лет, к неселективным, основанным на мерах общего стимулирования
экономики и улучшения бизнес-среды (стимулирование инноваций, малого и среднего
бизнеса и т.д.).
7. Прогнозируемое в связи со
вступлением Российской Федерации в ВТО усиление ее инвестиционной
привлекательности может привести к появлению в этой стране новых либо
технологически усовершенствованных производств, продукция которых будет
конкурировать с белорусской. В таких условиях инвестиционная политика Республики Беларусь в рамках ЕЭП должна быть
направлена, прежде всего, на обеспечение сравнительно более выгодных условий
осуществления экономической деятельности, чем в России и Казахстане. Практическое
воплощение данной цели должно включать в себя реализацию следующих мер:
·
улучшение институциональных условий ведения бизнеса, направленное на
формирование работоспособной системы согласования интересов государства и
бизнес-сообщества, предполагающая участие государства и работодателей в разработке
и принятии наиболее важных решений в экономической сфере;
·
переориентация инвестиционных потоков на развитие приоритетных в
инновационном плане видов экономической деятельности для Республики Беларусь, а
не только на поддержку инвестициями экспортоориентированных (на современном
этапе) отраслей;
·
реформирование подходов к администрированию инвестиционной деятельности и,
в первую очередь, к планированию показателей динамики инвестиций в основной
капитал. Целесообразно отказаться от ежегодного установления прогнозных заданий
по росту инвестиций в основной капитал и использовать для контроля показатель
роста эффективности производства за счет технического перевооружения производства;
·
целесообразно разработать Структурную политику развития экономики Беларуси,
определяющую тенденции развития отдельных отраслей (промышленности, транспорта,
связи, торговли и др.) в условиях ЕЭП, учитывающую технологический уровень
России и Казахстана и перспективы их развития на период до 2030 г. и включающую
в себя совокупность мер по поддержке развития приоритетных видов производств и
защите инвесторов-резидентов Республики Беларусь в соответствии с заключенными
по ЕЭП соглашениями;
·
министерствам и ведомствам целесообразно
проработать вопрос о вхождении
белорусских предприятий в кооперационные связи с действующими на территории ЕЭП
транснациональными корпорациями, российскими и казахскими компаниями. В
качестве варианта можно рассматривать создание совместных холдинговых структур
с российскими и казахскими предприятиями;
·
в целях стимулирования инвестиционной деятельности в Беларуси следует
шире использовать перспективные методы и финансовые инструменты инвестиционной
политики: проектное и венчурное
финансирование; государственно-частное партнерство; дополнительная эмиссия акций
на биржевых рынках, в том числе на внешних (IPO).
8. Для повышения
эффективности работы своих предприятий Россия и в особенности Казахстан
реформировали налоговые системы, ориентируясь на более равномерное
распределение налогового бремени между субъектами хозяйствования. С этой целью
было отменено множество льгот и освобождений. В Беларуси все еще сохраняется
значительное число как категориальных, так и индивидуальных льгот, что
оказывает существенное влияние на эффективность деятельности отдельных отраслей
и предприятий, и в конечном итоге, на размещение ресурсов и соблюдение соглашений по ЕЭП. В этой связи сокращение льгот и повышение налоговой нейтральности
является актуальной задачей реформирования белорусской налоговой системы, которая
в то же время будет ориентирована на гармонизацию налогообложения со странами
ЕЭП.
9. Несмотря на
принимаемые меры по сокращению налоговой нагрузки (в том числе снижение ставки
налога на прибыль) в Беларуси она остается выше, чем в России и Казахстане.
Более высокая величина налоговой нагрузки обусловлена, в частности, повышенной
по сравнению с другими странами ЕЭП ставкой налога на добавленную стоимость (в
Беларуси – 20%, в Казахстане – 12%, в России – 18%). Кроме того, белорусская
система взимания НДС является чрезмерно сложной, что значительно
удорожает систему администрирования. Различия
в ставках и порядке уплаты НДС ухудшают условия хозяйствования для белорусских
предприятий. Поэтому дальнейшее совершенствование НДС в нашей стране
целесообразно вести в направлении унификации налоговой ставки по НДС с другими
странами ЕЭП.
10. В отличие от Российской Федерации и Республики Казахстан
в Республике Беларусь сохраняются такие валютные ограничения как обязательная
продажа валютной выручки субъектами хозяйствования (отменена в Казахстане в
1999 г., в России – в 2006 г.), ограничения по открытию счетов резидентами в
иностранных банках, необходимость предъявления паспорта при покупке иностранной
валюты через банки. Кроме того, помимо жесткого контроля оттока капитала из страны
в Беларуси по-прежнему применяются существенные ограничения по лимитированию
сроков завершения внешнеторговых операций; установлены разрешающие критерии
авансовых платежей по импорту; существует механизм целевой покупки иностранной
валюты на внутреннем валютном рынке и институт обязательной продажи). Следовательно,
пока белорусская практика соответствует не в полной мере условиям соглашений по
ЕЭП, согласно которым стороны должны обеспечивать постепенное устранение
валютных ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения
счетов резидентами в банках на территории государств ЕЭП.
Вместе с тем, необходимо четко сознавать, что существующие валютные
ограничения не только соответствуют национальным интересам и уровню развития
финансового рынка Республики Беларусь, но и способствуют при осуществлении
внешнеэкономических операций минимизации рисков, способных оказать негативное
влияние на макроэкономические показатели государства. Поэтому в ходе дальнейших
переговоров по развитию ЕЭП и Евразийского экономического союза эти моменты
должны учитываться.
11. В рамках реализации Соглашения о согласованных принципах
валютной политики стран Единого экономического пространства наиболее важными
мерами в области валютно-финансового сотрудничества в ближайшей перспективе
должны выступать следующие:
·
расширение использования национальных валют во
взаимной торговле. Необходимо создание условий для заключения контрактов в
национальных валютах. Для этого необходима система текущих курсовых котировок
национальных валют Беларуси, России и Казахстана и их информационное
обеспечение;
·
создание консолидированного валютно-финансового
и информационного рынка трех стран, что значительно расширит возможности национальных
предприятий и финансовых институтов, будет способствовать укреплению их
конкурентных позиций в мире;
·
унификация правил проведения валютных операций
как для резидентов, так и для нерезидентов.
Авторы доклада: Лученок А.И., Маркусенко М.В., Пекутько П.Н., Е.В.Преснякова, О.Л.Шулейко, И.В.Колесникова, Д. Муха
Комментариев нет:
Отправить комментарий