Страницы

Занятость и эффективность (блог СБ)

Разные правды

Одна из главных задач на сегодня — добиться роста конкурентоспособности экономики на основе повышения эффективности хозяйствования. Согласитесь, это не дело, когда отрицательное сальдо внешней торговли ежемесячно увеличивается на 600 — 700 миллионов долларов. При этом наших товаров экспортируется почти в два раза меньше, чем в прошлом году. Часть предприятий работает неполную рабочую неделю, некоторые испытывают серьезные финансовые трудности. В результате возникают проблемы с формированием доходов государственного бюджета, что существенно затрудняет выполнение намеченных планов социального развития. Все взаимосвязано.

Правительство работает активно. Оно практически перешло на «ручное управление», пытаясь разрулить возникающие проблемы максимально рациональным образом. Разрабатывает также меры по совершенствованию хозяйственного механизма. Вносятся вполне конкретные предложения, многие из которых реализуются в постановлениях. Вместе с тем некоторые весьма разумные рекомендации по обеспечению роста конкурентоспособности белорусских товаров не реализуются из–за их недостаточной социальной ориентации.

У нас забота о малообеспеченных слоях населения — один из краеугольных камней экономической политики. Государство заботится о пенсионерах, инвалидах, многодетных семьях, молодежи. Также большое внимание уделяется проблеме безработицы. Ее численности не позволяют расти. Пособия — один из механизмов. У нас они невелики. Зам. министра труда и социальной защиты Петр Грушник недавно отметил, что они в Беларуси не дотягивают до 50 тысяч, в то время как в Украине в пересчете на наши деньги — 200 тысяч, в России — 350 — 380 тысяч. На белорусские пособия безработным существовать нельзя, поскольку они раз в пять меньше бюджета прожиточного минимума. Отчасти и поэтому предложения по повышению эффективности хозяйствования за счет реструктуризации убыточных предприятий и сокращения работников воспринимаются весьма критически.

Но есть и другой взгляд. Экономическая наука учит, что временная безработица — это нормальное явление. В условиях подъема экономики она может снижаться почти до нуля, а в условиях кризиса — увеличиваться. Такая схема позволяет эффективно использовать оставшихся работников. Согласитесь, это хороший стимул — понимать: будешь плохо трудиться — потеряешь место, на которое с готовностью придут другие...

Резонно возникает вопрос о том, что лучше: повышать эффективность хозяйствования и увеличивать число безработных (одновременно многократно повысив размер пособия по безработице) или заботиться о максимальной занятости?

На конкретном предприятии проблема превращается в дилемму. С одной стороны, из–за снижения спроса на товары за рубежом для производства нужна меньшая численность работников. Наличие избыточной рабочей силы разлагающе действует на трудовую мотивацию и дисциплину: зачем упорно трудиться, если на всех работы не хватает? С другой стороны, уволенные работники, естественно, будут недовольны. Исходя из социальной направленности белорусской экономики, предпочтение отдается сохранению излишней занятости на предприятиях. В этом случае и фонд заработной платы распределяется на большую численность, и средняя заработная плата уменьшается. Но все равно работники получают денежные суммы, которые значительно больше пособия по безработице. И в этом есть своя логика...

Есть и категоричное мнение, что на предприятиях излишние работники получают не зарплату, а «зряплату». Я же рассматриваю получаемые такими работниками относительно небольшие деньги как своеобразное пособие, которое выплачивает не государство, а предприятие. Конечно, такие выплаты являются дополнительным финансовым бременем, возложенным на работодателя. Но если увеличить пособие по безработице, то тогда нужно будет увеличить отчисления в бюджет, а в Беларуси налоговая нагрузка и так чрезмерно высока (по моим расчетам, примерно 48 процентов к ВВП).

В этой ситуации, полагаю, с излишней занятостью на предприятиях можно бороться и в рамках правительственной политики. Целесообразно разработать большой набор программ адаптации трудоспособного населения к новым видам деятельности. Наличие таких программ позволит наиболее квалифицированным и динамичным работникам самостоятельно переучиваться на более перспективные профессии.

Следующим шагом могла бы стать разработка планов реструктуризации малоэффективных субъектов хозяйствования. С учетом возможности повышения конкурентоспособности необходимо определить те из предприятий, продукция которых не будет иметь серьезных рынков сбыта. Это тоже мировая тенденция: одни виды деятельности становятся ненужными, но в то же время возникают новые направления, где существует потребность в кадрах. В этом случае имущество бесперспективных предприятий можно и продать (или передать, если это в рамках одной формы собственности) более конкурентоспособным хозяйственным структурам, списав устаревшее оборудование. А вот работников увольнять нельзя. Их нужно переучить и обеспечить работой в других сферах экономики. При этом составным элементом таких планов должно стать развитие малых и средних предприятий. Как известно, в условиях мирового кризиса сильнее всего пострадали предприятия–гиганты, а малый бизнес сумел приспособиться и в основном сохранить свои объемы экспорта в Российскую Федерацию и другие страны.

Заботясь о социальной защите малообеспеченных граждан, не следует забывать, что будущее страны зависит прежде всего от людей, умеющих эффективно работать. Поэтому наряду с обеспечением социальных гарантий потенциальным безработным нужно думать и о росте заработной платы квалифицированных кадров.
ссылка 

Комментарии
21:12:56 30.07.2009  АЮВ
Да не разные правды, а одна. Она заключается в том, что государство за всё хватается, во всё лезет. А когда неполучается - то это происки врагов. "Ручное управление". Это наитие, эксперимент, проба там где должна работать научная мысль и трезвый анализ. Даже если заседания, совещания, планерки, оперативки, семинары и проч. будут проходить в доме правительства по 28 часов в сутки - это ни в коем случае ни говорит о том, что правительство работает. Просто создастся впечатление толчения воды в ступе. Недавно по БТ прошел очень короткий сюжет про огуречников в Ольшанах. Ну очень короткий. Видно чиновников всех рангов "жаба душит", что без их команд, без их участия, оперативок, совещаний и см. выше. Люди сами, ничего ни прося у государства (кредитов, льгот, ГСМ, семян, техники и прпоч.) выращивают отличный урожай огурцов и (подчеркиваю САМИ), без Минсельхозпрода находят им сбыт, зарабатывают неплохие деньги, обустраиваются, строят дома, покупают машины, рожают детей и молятся только о том, чтоб государство им не мешало. А будь колхоз - директор с секритуткой, машиной, шофером, челядью. Главбух и её служба. Главный агроном, механик, инженер, маркетолог, селекционер, энергетик, овощевод и их службы. Далее - кассир, охранник, инженер по ТБ, зам. по идеологии (очень нужная структура) и т.д. т т.п. Хрен бы кило огурцов стоило 200-250 рублей. И кто бы их купил? То-то. Опять бы собирали совещания, семинары по проблеме затоваривания складов.


Что там у Вас по поводу своей логики? Что все работники пролучают больше чем пособие. Нет в этом никакой логики. Рубль должен быть заработан, и никак иначе. Если они просто получают потому, что в штате, то почему Вы их называете работниками? Работник -от слова работать. Ну а то. что переобучение повесим на предприятия - вопроса нет. Повесили же на предприятия содержание детей ассоциальных личностей. Теперь, кроме детей, предприятия будут содержать и их родителей. Что, вообщем, уже и делают.

01:09:45 05.08.2009  Сергей
Абсолютно согласен с предыдущим комментарием. Не мешать! Знаком с одним из предприятий, которое свою продукцию стало выпускать на оборудовании, сконструированным токарем одной из сельхозтехник. В последствии продукция предприятия прошла все нужные сертификации, и по одному из показателей признана уникальной. Посмотрел бы я на это предприятие сейчас, если бы во время его создания пришлось пройти путь по закупке сертифицированного оборудования.

Писал ранее, что у чиновников напрочь отсутствует связь с реальностью. Во многом отсутствие этой связи спровоцировано страхом. Смелые решения вопреки мнению руководителей свыше подвергают риску не только дальнейшую карьеру, но и грозят куда более серьёзными последствиями…

Меняться если не во всём, то во многом. В психологии руководить, производить, продавать и проигрывать. В умении подстраиваться и импровизировать. Искать паритет между идеологией и жёстким расчётом.

Куда легче спаивать население, превращая его в легко управляемый электорат. Кормить сказками о благополучии.

Комментариев нет: