Страницы

Не лишать белорусов импорта (блог СБ)

«Выход из кризиса - больше продавать за границу, а не лишать покупателей импортных товаров»

О том, с какими самыми главными проблемами столкнулась сейчас наша страна и что рядовому белорусу делать во время финансовых неурядиц, «Комсомолка» поговорила с доктором экономических наук, профессором Александром Лученком.

«ДО 30% ЛЮДЕЙ НА НАШИХ ЗАВОДАХ - ЭТО ИЗЛИШНЯЯ РАБОЧАЯ СИЛА»
- Александр Иванович, в последнее время по телевизору только и говорят о том, что нам нужно как можно больше продавать, разгружать склады, что это наше главное спасение от кризиса…
- Основная проблема сейчас в том, наша страна продает меньше, чем покупает. Это приводит к отрицательному сальдо внешней торговли. По товарам оно ежемесячно увеличивается примерно на 700 млн. долларов. Для погашения накопившегося с начала года минуса каждый трудоспособный белорус должен заработать нашим внешним кредиторам примерно 650 долларов. А ведь отрицательное сальдо стало расти с 2005 года. Так что общая сумма получится гораздо больше. Говорят, чтобы решить проблему, нужно разгрузить склады, то есть продать все, что мы сделали, но не продали. Но это то же самое, что бороться с плесенью, когда нужно бороться с сыростью. Продать наши товары сложно. Во-первых, потому что сейчас все страны ориентируются на более передовые технологии, за которыми мы пока не поспеваем. Во-вторых, во время кризиса многие государства проводят политику импортозамещения, а продукцию других стран покупают только тогда, когда не могут произвести ее сами. Каждое государство стремится поддержать своего, национального производителя, а мы в итоге, теряем рынки сбыта.
Правда, при этом те же россияне охотно покупали бы больше нашей продукции, если бы она была дешевле. Но этого, к сожалению, нет. Производство у нас по-прежнему энергоемкое, затратное. Затем мы накручиваем на продукцию налогов больше, чем в соседних странах. Цель благородная - государство должно выполнять социальные программы. В итоге, получается слишком высокая цена. Конечно, предприятиям разрешают снижать цену товаров и даже продавать их себе в убыток. Но это не выход, потому что убытки все равно нужно компенсировать. В конечном счете, продажи себе в убыток снижают уровень нашей жизни.
Кроме этого, в белорусской сложнотехнической продукции много заграничных составляющих. Например, в тех же телевизорах до 95% комплектующих - иностранные. Много импорта в тракторах, автомобилях и так далее. Получается, что чем больше мы производим, тем больше мы завозим в страну сырья, комплектующих, чтобы это все произвести. Поэтому сейчас очень важно перестать производить то, что нам самим не нужно и то, что мы не можем продать за границу.
- Просто взять и остановить заводы и фабрики?
- Вовсе нет. Просто нужно приступить к переоснащению производств. Не случайно в мире существует цикличность экономического развития. Сначала продукция пользуется спросом, потом начинает устаревать и ее меньше покупают. Значит, пришло время осваивать новые товары. Для этого нужно менять оборудование, переучивать людей. В такой ситуации любой завод станет производить меньше, это неизбежно, но ничего страшного в этом нет. Ведь именно в этот момент и происходит переход на новые рельсы. Без временного спада сложно обеспечить будущий подъем.
- Но чиновники не хотят менять докризисные прогнозы и отказываться от планов для предприятий…
- Это связано с безработицей. Если завод сократит производство, ему придется кого-то уволить. А это уже социальный вопрос: уволенные работники будут недовольны, они будут возмущаться, устраивать демонстрации. К тому же, как они проживут на пособие по безработице, которое сейчас составляет примерно 50 тысяч, в то время как в Украине в пересчете на наши деньги - 200 тысяч, в России - 350-380 тысяч. В случае значительных сокращений сумму пособия по безработице нужно будет повышать до уровня прожиточного минимума (сегодня - 249 тыс. белорусских рублей).
- И многих пришлось бы сократить?
- До 30% людей на наших предприятиях при нынешних объемах производства - это излишняя рабочая сила. В итоге сейчас зарплата делится на всех: и на тех, кто работал, и на тех, кто при этом присутствовал. Получается, что средняя получка уменьшается.
Однако, как я думаю, правительство и дальше будет делать все, чтобы безработных больше не стало. Так что в этом случае логичным было бы развивать специальные программы по переподготовке кадров, чтобы работники с предприятий с низкой зарплатой могли перейти туда, где платят больше. Получился бы стихийный перелив кадров.
«ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА НУЖНО ОГРАНИЧИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЬГОТНЫХ КВАРТИР»
- Самый распространенный антикризисный рецепт во всем мире - развивать строительство. Нам это поможет?
- Здесь проблема в том, что чем больше мы развертываем жилищное строительство, тем больше у нас пресловутое отрицательное сальдо. Конечно, дома мы строим в основном из наших стройматериалов, не завозим из-за границы песок и глину. Но для того, чтобы произвести тот же цемент, кирпич, стеновые блоки и т.д., нужно затратить много энергии. А энергоносители мы импортируем. Кроме того, при отделке квартир новоселы стремятся использовать ввозные материалы. Говорят, что жилищное строительство способствует развитию отечественного мебельного производства. Согласен, но опять смотрю со своей колокольни: а какой удельный вес импортной составляющей в белорусской мебели? И выясняется, что значительная часть материалов для нее завозится из-за границы. При этом, в отличие от товаров, которые можно экспортировать, квартиры покупают в основном наши граждане. Иностранцы сейчас делают это редко.
Значит, чем больше мы развертываем жилищное строительство, тем больше нам необходимо импорта, тем хуже у нас положение с внешнеторговым сальдо, тем больше мы вынуждены брать внешних кредитов, тем сильнее мы попадаем в долги.
Более того, я считаю, что во время кризиса нужно ограничить строительство льготных квартир. Те, кто их строит, делает это за деньги налогоплательщиков. Вот смотрите, сейчас ставка рефинансирования Нацбанка 14%. Это значит, что деньги, которые даются в долг, в том числе и на строительство жилья, стоят минимум 14%. Но если кредит дается под 2%, то остальные 12% возмещает государство из бюджета. За чей счет? За счет собираемых налогов, в том числе и за счет населения. Мы что, все такие богатые, чтобы оплачивать из своих денег кому-то льготные квартиры? Чем больше субсидируется жилищное строительство, тем меньше средств остается для повышения зарплаты бюджетникам.
Более того, за счет своих налогов мы часто строим жилье для махинаторов, которые на семью имеют хорошие деньги, но разводятся для того, чтобы получить льготную жилплощадь. Многие таким образом уже построили по несколько квартир, которые или перепродают, или сдают в аренду. Получается, что, наращивая объемы строительства, мы стимулируем спекуляцию на рынке жилья.
Конечно, есть и бедные, которые поддались ажиотажу, взяли кредиты и теперь не могут отдать. Если общая сумма проблемных кредитов за год выросла в 2,4 раза, то проблемные кредиты физических лиц - в 3,6 раза. Многие брали кредиты, когда были уверены в своем будущем, а сейчас ситуация изменилась. Так что попытки агитировать людей брать больше кредитов, чрезвычайно опасны. С этого начинался ипотечный кризис в США.
Бедным нужно давать муниципальное жилье, как было при советской власти. Должна быть небольшая арендная плата, но качество квартир и их обслуживание необходимо обеспечить на должном уровне. Тогда это будет действительно забота о нуждающихся в социальной поддержке слоях населения.
- А ограничение импорта потребительских товаров нам поможет?
- У наших чиновников есть иллюзия, что они могут полностью управлять потребительским спросом. Они ошибаются. Ну не перейдет наша молодежь на костюмы фабрики «Коминтерн», не начнет в едином порыве обуваться в отечественную продукцию и покупать часы «Луч»! Так что спрос на импорт будет, несмотря на его цену. А поскольку импорт не хотят пускать на наши прилавки, население будет скупать валюту и покупать товары за границей. Люди в возрасте за границей будут закупать также эффективные импортные лекарства. Я, например, из-за прекращения поставок в Беларусь препарата «Тайлед» вынужден привозить его из Москвы. Чем больше мы будем бороться с импортом, тем больше будет спрос на иностранные деньги. То есть, к конечной цели - сберечь валюту - эти меры не приведут.
Тем более что виноват в отрицательном внешнеторговом сальдо, прежде всего, так называемый промежуточный импорт, то есть сырье, энергия, материалы и комплектующие, закупаемые для производства промышленной продукции.
- А где вообще государству взять денег? Может, заводы продать?
- Сейчас не лучшее время для продажи предприятий. Мы их дорого не продадим. Тот же Дерипаска вряд ли приедет завтра за нашим МАЗом по цене, которую предлагал раньше. Но получить деньги от инвесторов можно. Только для этого нужно принципиально поменять к ним свое отношение. Меньше выдвигать требований, создать комфортные условия, не душить налогами, не пугать штрафами за малейшие провинности. Конечно, инвесторов сейчас не слишком много, но мир потихоньку адаптируется к новым условиям. Им становится невыгодно хранить деньги в надежных ценных бумагах под минимальный процент. Скоро появятся свободные капиталы, ищущие себе выгодное применение. И завлекать их будем не только мы, так что нужно не проморгать, предложить наиболее выгодные условия.
- И куда лучше всего заманить инвесторов?
- В первую очередь, в развитие сферы услуг. Вот, например, хорошая в финансовом плане идея: создать игорную зону для иностранцев в районе национального аэропорта. Это приносило бы нам где-то 1 млрд. долларов в год. Только при этом я бы ограничил игорный бизнес на остальной территории страны. Нам нужно не в азартные игры играть, а работать. Неплохо было бы привлечь тех, кто производил бы у нас востребованную на мировом рынке продукцию. Почему бы, например, не предложить компании «Apple» часть нашего «Интеграла» для производства айфонов для восточноевропейских стран? Фирме «Sony» можно предложить производить для всей Европы электронные книги «Sony Reader». Это удобная вещь - я пользуюсь ею несколько лет и очень доволен. В общем, можно найти много видов высокотехнологичной продукции, которую следовало бы освоить на основе совместной деятельности с транснациональными корпорациями. Было бы желание договориться о взаимовыгодных условиях.
Освоение выпуска товаров из развивающихся стран с экономической точки зрения нецелесообразно, поскольку они имеют относительно невысокие по мировым стандартам качественные характеристики (например, автомобиль «Саманд»), а стране нужно увеличивать экспорт.
СОВЕТЫ ЭКОНОМИСТА
«Пришло время искать дополнительные заработки»
- А этот кризис когда-нибудь закончится?
- Мы начнем выходить из кризиса тогда, когда станем продавать за границу больше, чем покупать там, то есть когда перестанем жить в минус. Иначе валюты будет не хватать, ее нужно будет одалживать. А долги потребуют возвращать. Пораньше выйти из кризиса нам могут помочь крупные иностранные инвестиции под серьезные проекты.
- И что делать в такой ситуации людям?
Доктор экономических наук, профессор Александр Лученок- В первую очередь, если вы работаете на бесперспективном предприятии, видите, что оно не может выпускать ходовую продукцию и не делает попыток провести собственную модернизацию, то вам лучше осмотреться и подумать, куда можно перейти работать. Можно освоить новую специальность. Если у вас есть хоть какие-то навыки предпринимательской деятельности, то можно попробовать открыть свое дело. Особо перспективна сфера услуг.
Максимально простой совет: экономьте деньги. Если вы еще не ходили в отпуск в этом году, съездите туда, где дешевле или вообще поживите на даче. Ну, и конечно, всегда должен быть запас денежных средств, который поможет пережить трудные времена.
Семь раз отмерьте, прежде чем взять кредит. Учтите, что за невозврат кредита скоро можно будет отбирать квартиры.
Обязательно ищите дополнительные заработки. Главное сейчас - не сидеть пассивно и не ждать, что кто-то о вас позаботится, пришло время думать самим за себя.

Комментариев нет: