Страницы

Пути реформирования политики занятости


По официальным данным, в экономике нашей страны работают 4,5 млн. чел., а безработными зарегистрированы всего 40,6 тыс. чел. (0,9% от всего трудоспособного населения). Цифра оптимистичная, но не убедительная. Особенно на фоне данных о занятости в соседних странах. В Российской Федерации количество безработных достигло 6,1 млн. чел. (8,1% экономически активного населения), в Украине – 0,9 млн. чел. Значительно число безработных и в странах Балтии. Экономическая ситуация в соседних странах непосредственно влияет на Беларусь. Но у соседей безработица исчисляется в миллионах человек, а у нас – в десятках тысяч.
Хитрость заключается в методике исчисления. За рубежом уровень безработицы обычно определяется по методологии Международной организации труда (МОТ). Согласно ее стандартам, к безработным относятся лица старше 16 лет, одновременно соответствующие трем критериям: не имеют работы (или другого доходного занятия), занимаются поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости), а также готовы приступить к работе в течение ближайшего времени. В Беларуси же уровень безработицы официально оценивается исходя из числа обратившихся в службы занятости и зарегистрировавшихся. То есть если уволенный работник не пошел в службу занятости, то он безработным официально не считается.
В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Не стимулирует к регистрации в качестве безработных и необходимость отработки на общественных работах на менее 22 рабочих дней. Многих не устраивает размер пособия по безработице.
Установление низкой величины пособия по безработице сделано для предотвращения самостоятельного увольнения работников с предприятий. Работника может не устраивать заработная плата, но она все равно выше пособия по безработице. На заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам одним из правительственных администраторов было высказано мнение, что повышение пособия по безработице до размера бюджета прожиточного минимума может привести к тому, что большое количество работников может оказаться за воротами предприятий. Что лучше: чтобы работники получали невысокую, но стабильную и гарантированную зарплату или чтобы они пришли на биржу труда за повышенным пособием?
Против повышения размера пособия по безработице выступает и министерство финансов из-за опасения увеличить нагрузку на бюджет. Однако, по нашему мнению, возможны варианты. Например, часть пособия по безработице может выдаваться хотя бы талонами на покупку белорусских товаров (тем самым будет стимулироваться еще и сбыт) или перечисляться целевым назначением на оплату жилищно-коммунальных услуг (что позволит снизить бюджетную поддержку этой сферы).
Считается, что проводимая в Беларуси политика в сфере занятости направлена, прежде всего, на недопущение социальных волнений. Но, с другой стороны, из-за такой политики оказалось невозможным проводить банкротство и реструктуризацию хронически убыточных предприятий. Кроме того, власти с подозрением относятся к технической модернизации предприятий, предполагающей высвобождение значительной численности работников. Да и сами хозяйственники не спешат заниматься модернизацией производства при относительно дешевой рабочей силе. На действующих предприятиях фактически запрещено увольнение работников (кроме случаев грубейшего нарушения трудового законодательства).
Нужно признать, что не все предприятия смогут полностью сохранить свои кадры. В этом случае увольняемые работники должны видеть свои перспективы. Во-первых, получаемые ими пособия должны обеспечить их хотя бы минимально достаточными ресурсами (не ниже уровня прожиточного минимума). Во-вторых, таких работников нужно заранее готовить к смене профессии. Переподготовку желательно начинать еще до увольнения. При этом необходимо готовить такие программы переподготовки кадров, которые бы ориентировали работников на получение специальностей, востребованных в перспективе. Добиться этого чрезвычайно сложно, но можно.
Мировой экономический кризис серьезно изменит систему мирохозяйственных связей. И уже сейчас нужно определять место Беларуси в новой системе международного разделения труда, выделять сферы деятельности, на которых будет специализироваться наша страна. Уже достаточно очевидно, что в стране необходимо опережающее развитие инновационной деятельности, строительства, сферы услуг (в том числе туризма) и т.д. И под эти специализации пора активнее переучивать кадры из менее перспективных отраслей.
Следует также стимулировать реальных и потенциальных безработных к занятию предпринимательской деятельностью. С этой целью следует:
- создавать бизнес-инкубаторы, обучающие основам предпринимательской деятельности и предоставляющие офисные и производственные помещения по льготным ценам. На аренду этих помещений на срок не более одного года имеют право только безработные, занявшиеся предпринимательской деятельностью;
- развивать мини-кредитование предпринимательской деятельности;
- обеспечить разработку и тиражирование методических рекомендаций по организации предпринимательской деятельности и пособий по подготовке технико-экономических обоснований наиболее востребованных видов индивидуальной деятельности, в том числе в сфере услуг и в сельской местности.
Таким образом, первыми шагами реального реформирования национальной экономики должны стать:
а) отказ от доведения прироста объемных показателей как в стоимостном, так и натуральном выражении;
б) введение в качестве основного показателя на всех уровнях хозяйствования величины вновь созданной добавленной стоимости при обязательном контроле уровня внутренних цен. Они не должны быть выше уровня цен на зарубежных рынках в пересчете на национальную валюту;
в) установление величины пособия по безработице на уровне минимального прожиточного минимума. Это позволит работникам увольняться с неэффективных предприятий, не обеспечивающих достойный уровень оплаты работников;
г) организовать переподготовку кадров промышленных предприятий для работы в других отраслях, а также в предпринимательской сфере;
д) облегчить процедуру банкротства убыточных предприятий с обязательным трудоустройством работников таких предприятий.
Последующие действия имеют смысл только после осуществления этих достаточно простых преобразований.

Комментариев нет: