А.Лученок, И.Колесникова
часть 1.
Вступление
На протяжении последних 40 лет число людей, проживающих за
пределами страны своего рождения, увеличилось в 2,6 раза и достигло в 2010 г. 214
миллионов. В современном мире каждый 32-й человек — мигрант.
Согласно Всемирному отчету по миграции (IOM, 2010), только
10-15% из общего количества международных мигрантов находятся в принимающих
странах нелегально, причем эта цифра значительно выше в странах с ослабленным
пограничным контролем. Поэтому при относительной открытости границ Россия
выпадает из среднемировых цифр: общее число нелегальных трудовых мигрантов
оценивается в 3,0—5,5 миллиона человек, что составляет почти 40% от общего
количества иммигрантов и более чем в 10 раз превышает количество
зарегистрированных трудовых мигрантов.
Постсоветские страны стали четвертым по величине
миграционных потоков регионом, имеющим положительное сальдо миграции (рис. 1). Одной
из характерных черт международной миграции в странах СНГ, в особенности,
является то, что миграция внутри регионов,
как правило, более интенсивна, чем между регионами (Юг-Север), причем от 70 до
90% потоков приходится на миграцию между странами, имеющими общую границу. И
если объем внутрирегиональной миграции в целом по миру составляет чуть больше
50%, то в странах СНГ он достигает 80%.
Беларусь – одна из стран региона, вовлеченная в эти интенсивные
потоки. По официальной статистике Белстата, наша страна имела положительное
сальдо миграции (190,6 тыс. человек за последние 15 лет), и единственная страна
бывшего Советского Союза, имевшая по официальной белорусской статистике положительное
сальдо миграции с Россией (75,6 тыс. за тот же период).
(голубой –положительные, оранжевый – отрицательные, зеленый –
стабильная ситуация (нейтральные потоки), серый – отсутствие данных) [[i]].
Однако менее оптимистичная картина получается при
использовании принятой в международной практике методики определения количества
мигрантов исходя из места рождения резидентов страны, то есть мигрантами считаются
жители страны, родившиеся за ее пределами. Согласно данным Всемирного банка (World Bank, 2011) в Беларуси
проживает 1 090,4 тыс. иммигрантов (рожденных вне страны), что составляет 11,4%
населения (60 место в мире), в то же время 1 778,9 тыс. человек (18,6% от
общего населения страны), родившихся в Беларуси, проживают в настоящее время за
ее пределами [[ii]].
То есть, по расчетам Всемирного Банка к
2011 году, Беларусь потеряла почти 700 тыс. населения. Однако по расчетам
отдела ООН по народонаселению на основе матриц взаимной миграции, этот
показатель значительно ниже: к 2011 году
страна имела накопившееся отрицательное сальдо миграционного баланса в размере
278 тыс. человек.
И хотя эти цифры для Беларуси в значительной мере отражают
этническую миграцию после распада СССР, они свидетельствуют о том, что наша
страна достаточно сильно вовлечена в интенсивные потоки международной миграции.
Это требует тщательного исследования возникающих проблем с целью определения
места Беларуси в международной миграции, ее экономических эффектов и последствий,
а также разработки на основе полученных результатов корректирующих инструментов
миграционной политики.
Указом Президента Республики Беларусь от
11 августа 2011 г. № 357 принята «Национальная программа
демографической безопасности Республики
Беларусь на 2011 – 2015 годы» [[iii]].
Программой намечено активное привлечение мигрантов в сельскую местность и в
районы с недостатком рабочей силы с предоставлением семьям мигрантов финансовой
поддержки для переезда с организацией рационального расселения иностранных
граждан и лиц без гражданства исходя из интересов развития регионов. В
указанной Национальной программе в п. 6 «Мероприятий внешней миграции в
интересах развития Республики Беларусь» говорится о создании
социально-экономических и правовых условий для
закрепления в стране лиц, составляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий
потенциал белорусского общества, и
возвращения на родину высококвалифицированных специалистов и ученых-соотечественников.
В то же время в Программе специально не оговаривается
необходимость привлечения в страну иностранных высококвалифицированных специалистов.
Этим она существенно отличается от Федерального
закона Российской Федерации от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации", в котором особое внимание уделяется привлечению высококвалифицированных
специалистов из других стран с созданием дополнительных препятствий для въезда
низкоквалифицированных мигрантов [[iv]].
Рассмотрим, какой
подход к миграционной политике обеспечивает получение более значительных
экономических результатов для страны-реципиента.
[i]. UN DESA, Population Division (2009), Trends
in International Migrant Stock: The 2010 Revision.
[ii]. The World Bank, 2011. Migration and Remittances Factbook . - Электронный ресурс: http://data.worldbank.org/data-catalog/migration-and-remittances.
[iii]. «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на
2011 – 2015 годы». Принята Указом Президента Республики Беларусь
11 августа 2011 г. № 357[iii]. - Электронный ресурс: http://www.mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog22.
[iv]. Федеральный
закон Российской Федерации от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" – Электронный
ресурс: http://www.rg.ru/2010/05/21/grajdane-dok.html.
Комментариев нет:
Отправить комментарий