Влияние Единого экономического пространства (ЕЭП) на развитие Республики Беларусь: проблемы и пути их решения, часть 2
начало
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕЭП НА БЕЛОРУССКУЮ ЭКОНОМИКУ
Региональная интеграция
позволяет получить экономические эффекты благодаря снижению
транзакционных издержек двустороннего и многостороннего сотрудничества,
улучшению условий торгового и инвестиционного обмена, преимуществам
межстранового разделения труда, созданию новых рыночных возможностей. При этом
относительная однородность технологического пространства и общность языка позволяют
значительно облегчить взаимодействие между странами.
Оценка эффектов от создания Таможенного союза и Единого
экономического пространства уже проводилась различными авторами как на основе
модели общего равновесия (De
Souza, 2011: модель GTAP)
[i],
так и на основе макроэкономической модели с использованием матрицы
затраты-выпуск в упоминавшемся выше докладе
«Украина и Таможенный союз. Комплексная оценка макроэкономического эффекта
различных форм глубокого сотрудничества Украины со странами Таможенного союза и
Единого экономического пространства» (Евразийский банк развития и ИНП РАН,
2012). Однако обе модели основывались на Едином таможенном тарифе Таможенного
союза (ЕТТС), согласованном до
вступления России в ВТО, не учитывали нетарифные ограничения и изменения правил поддержки производителей согласно условиям,
принятых Соглашений по ЕЭП.
Кроме того, результаты расчетов по разным моделям плохо
согласуются между собой. Так, в статье представителя Всемирного Банка De Souza делается вывод, что
вступление в ТС приведет к потерям Беларуси 2,7% ВВП из-за снижения
производства в легкой промышленности (19%), химической промышленности,
электронике и машиностроении (12%), деревообрабатывающей и бумажной
промышленности (15%), а также миграции производства в наиболее защищенные новой
тарифной политикой сектора (прогнозируется рост производства в нефтепереработке
на 35%, мясной промышленности 1%, строительстве – 6%, услугах 12%). Расчеты
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН привели прямо к
противоположным результатам: рост ВВП к 2030 г. вырастет до 15%. При этом в
структуре производства увеличится доля машиностроительных видов деятельности (с
12,8 до 16,2%) , металлургии (на 2%), пищевой промышленности (на 0,3%), текстильной
(на 0,2%), в то время как доля нефтяной промышленности снизится на 1,5%.
Наша оценка эффектов ЕЭП и Таможенного союза проводилась на
основе модели частичного равновесия, оценивающей изменения цен на товары,
объемов и структуры производства в различных секторах, выигрыша (потерь)
производителей, потребителей и государства в результате взаимного устранения
таможенных пошлин и введения общих таможенных барьеров. При этом, в отличие от
вышеприведенных оценок, мы учитывали изменения ЕТТС в связи с вступлением
России в ВТО. Кроме того, при расчетах учитывалась величина нетарифных
ограничений (в адвалорном эквиваленте) и субсидий национальным производителям.
На момент заключения Соглашений по ЕЭП с введением единого
таможенного тарифа белорусский средневзвешенный импортный тариф составлял 8,04%,
в то время как в России он равнялся 12,4%[ii],
то есть внутренний рынок Беларуси был более открыт для конкуренции, чем
российский. И хотя уровень гармонизации тарифов Беларуси и России до введения Единого
тарифа Таможенного союза (ЕТТС) составлял 95%, после его введения белорусский
средневзвешенный импортный тариф повысился почти до 10%.
Таблица 2.Уровень тарифной
защиты до введения ЕТТС
MFN
(адвалорный +адвалорный эквивалент, взвешенные по импорту)
|
20002004
|
20062010
|
Беларусь
|
8,86
|
8,04
|
Россия
|
8,68
|
12,34
|
Казахстан
|
1,93
|
5,06
|
Китай
|
10,31
|
4,56
|
Польша
|
12,18
|
3,15
|
По предварительным расчетам, участие в Таможенном союзе
благоприятно скажется на белорусском бюджете. В случае прохождения таможенной
очистки на границе с Беларусью до 40% российского импорта, размер выигрыша
может составить до 28% от общего объема доходов от импортных тарифов и пошлин,
полученных Беларусью в 2010 г.
Таблица 3 Уровень тарифной защиты Беларуси до и после введения ЕТТС
Беларусь
до ЕТТС
(2006-2010)
|
Беларусь
после введения ЕТТС
|
|
Простой средний (%)
|
10,89
|
10,45
|
Средневзвешенный (%)
|
8,04
|
10,44
|
Тарифные пики: удельный вес тарифных линий
выше простого среднего в 3 раза (%)
|
1,97
|
0,78
|
После вступления России в ВТО согласно существующим правилам[1]
произойдет постепенное снижение тарифной защиты с 10,4% до приблизительно 8%,
то есть практически к уровню до введения ЕТТС. Однако группы товаров, на
которые будут снижены импортные пошлины по условиям ВТО, отличаются от тех, на
которые были повышены пошлины при вступлении в Таможенный союз. Эти
разнонаправленные изменения учтены при
расчете эффектов ЕЭП на отдельных производителей и экономику Беларуси в целом.
Симуляция влияния изменения тарифов на экономику Беларуси
проводилась с использованием модели Всемирного банка WITS – smart[2] в разрезе товаров по 6-значной номенклатуре HS. Результаты расчетов с
точки зрения международной торговли представлены в табл 4.
Табл.4. Результаты симуляции
Сумма,
млн.долл.
|
Изменение,
%
|
|
Эффект создания торговли (переориентация на
более эффективного импортера в связи со снижением тарифов)
|
154,4
|
0,4
|
Эффект отклонения торговли (перераспределение
торговых потоков между импортерами)
|
1
|
|
Эффект
благосостояния
|
6,7
|
|
Выигрыш потребителя
|
4,0
|
|
Рост импорта
|
830,1
|
0,3
|
Изменение доходов от тарифов
|
-101,8
|
-11,3
|
Эффект дохода
|
-154,9
|
Из таблицы следует, что эффект «создания торговли», то есть
переориентации на более эффективных импортеров, составит 154 млн. долл., что значительно
превышают негативный эффект «отклонения торговли» (страна сможет импортировать
более качественную и дешевую продукцию. Тем не менее, это положительный эффект
для экономики, учитывая, что основными потребителями импортной продукции
являются предприятия (72,9% импорта составляют промежуточные товары, в том
числе 38,6% – неэнергетического характера, и еще 10% – инвестиционные товары).
Эффект для потребителей импорта составит от 4 млн долл.
ежегодно, а чистый эффект роста благосостояния страны составит всего 6,7 млн
долл. Кроме того, согласно нашим расчетам, предполагается снижение доходов
бюджета от тарифных платежей на 11%, но эта величина почти в 2 раза перекрывается
доходами от таможенной очистки российского импорта.
Однако, есть и негативные результаты: рост импорта ежегодно составит 800 млн. долл.
При этом, среди продуктовых составляющих этого прироста практически нет
инвестиционных товаров, а конкурирующий
импорт может негативно повлиять на производителей белорусских
товаров-субститутов с высокой степенью эластичности спроса на импорт, то есть может привести к сокращению их производства.
Насколько защищены отрасли с высокой эластичностью спроса на
импорт свидетельствуют значения индексов
ограничения торговли[3].
Величина этих индексов определяется уровнем
тарифов (индекс ограничения торговли), а также
совокупным размером тарифов, нетарифных ограничений, уровнем поддержки
экспортеров и субсидий производителям (общий
индекс ограничения торговли). [4]
Как видно из данных таблицы 5, уровень тарифной защиты отраслей с высокой степенью эластичности спроса
на импорт в Беларуси выше, чем в России, Казахстане и в среднем по
представленным странам. Это является частью промышленной политики, поскольку
даже такие государства, как США, стремятся защитить, в первую очередь, отрасли
с высокой эластичностью спроса на импорт, так как он вытесняет отечественных
производителей. Однако очевидно и то,
что уровень этой защиты неизбежно будет снижен согласно новым правилам
проведения промышленной политики ЕЭП и вследствие вступления России в ВТО.
Табл. 5. Индексы ограничения торговли, 2006-2010 гг.
Индекс ограничения
торговли(TTRI)
(тарифы)
|
Общий индекс ограничения
торговли (ОTRI)
(тарифы и нетарифные ограничения)
|
|||||
Всего
|
Сельское хозяйство
|
Промышленность
|
Всего
|
Сельское хозяйство
|
Промышленность
|
|
Беларусь
|
8,8
|
11,3
|
8,5
|
17,1
|
37,7
|
15,1
|
Россия
|
6,1
|
4,2
|
6,4
|
16,6
|
31,4
|
15,3
|
Казахстан
|
2,1
|
2,4
|
2,0
|
12,4
|
32,0
|
10,6
|
Китай
|
5,3
|
11,4
|
5,0
|
9,8
|
18,7
|
9,5
|
ЕС-27
|
4,1
|
14,0
|
3,05
|
10,1
|
58,5
|
3,8
|
Мир (средневзвешенный)
|
4,5
|
13,8
|
3,6
|
10,7
|
43,8
|
6.5
|
Для определения
наиболее уязвимых для конкурирующего импорта
товаропроизводителей, нами был
проведен расчет эластичности спроса на импорт по 6- и 4-значному коду товарной номенклатуры.[5]
При этом учитывалось, что наиболее подвержены влиянию конкурирующего
импорта товары с высокой эластичностью спроса, то есть когда спрос на импортные
товары значительно возрастает при падении цены на них (и наоборот).
Согласно расчетам, наиболее подвержены влиянию конкурриющего
импорта производство проводов металлических, тракторов и другой сельскохозяйственной
техники, электротехнических товаров,
производство некоторых изделий из пластика, бумаги, мебели, нетканых
материалов, целого ряда строительных материалов, изделий из стекла и керамики,
резинотехнических изделий, текстиля, напитков. Производства с высокой эластичностью спроса на
импорт нуждаются в дополнительной защите на период проведения реструктуризации
производства для выпуска более конкурентных товаров.
Проведенная нами
оценка возможных товарных потоков с использованием данных об изменении
средневзвешенного тарифа и об импорте из стран вне СНГ за 2010 г., а также об
эластичностях спроса на импорт для Беларуси позволила сделать следующие выводы.
1. Прогнозирование влияния снижения тарифов на
изменение объема импорта по отдельным товарным группам[6]:
·
«Фармацевтические продукты» −24,5 млн USD
или 4,5% от объема поставок данной
группы товаров из стран вне СНГ;
·
«Бумага, картон, изделия из них» 14 млн USD 5%
от объема поставок данной группы товаров из стран вне СНГ;
·
«Мыло; моющие средства; материалы смазочные;
пасты» - 6,9 млн USD или 7% от объема
поставок данной группы товаров из стран вне СНГ;
·
«Специальные ткани и материалы» – 2,2 млн. USD
или 7% от объема поставок данной группы товаров из стран вне СНГ;
·
«Шерсть животных, пряжа» – 1,7 млн. USD или 10%
от объема поставок данной группы товаров из стран вне СНГ;
·
«Какао и продукты из него» – 1.55 млн USD или 3%
от объема поставок данной группы товаров из вне СНГ;
·
«Керамические изделия» −0,5 млн. USD или 1% от объема поставок
данной группы товаров из стран вне СНГ.
·
«Бумажная масса из древесины; макулатура» − 0,09млн
USD или 1,3% от объема поставок данной группы товаров из стран вне СНГ.
Исходя их вышеизложенного можно
сделать следующие выводы.
1 Производства с высокой эластичностью спроса на импорт нуждаются в
дополнительной защите, но только на время реструктуризации.
2. Сектора с высокой эластичностью спроса на импорт
достаточно хорошо защищены в Беларуси. При этом общий индекс ограничения
торговли (тарифы и нетарифные ограничения) в Беларуси выше, чем в России и Казахстане.
Неизбежное снижение этого индекса в связи с вступлением России в ВТО, с
последующим снижением тарифных и нетарифных барьеров, может оказать негативное
влияние на конкурентоспособность белорусских производителей на национальном и
российском рынках.
3. Наиболее уязвимые производства с высокой эластичностью
спроса на импорт нуждаются в дополнительной защите, но только на время реструктуризации
(в случае более длительной защиты возможен застой и потеря конкурентоспособности
экспорта, как это было в странах Латинской Америки).
4. Необходим переход от селективных методов
промышленной политики, широко применяемых в Беларуси в последние 12 лет, к
неселективным, основанным на мерах общего стимулирования экономики и улучшения
бизнес среды (стимулирование инноваций, малого и среднего бизнеса и т.д.).
[1] Согласно правилам ВТО
любое региональное торговое соглашение
не должно ухудшать условия доступа на рынки входящих в нее государств
для третьих стран, то есть ставки ЕТТС
будут установлены на уровне не выше российских обязательств перед ВТО.
[2] Данные, использованные для
расчетов: торговые потоки в разрезе
товаров по 6-значной номенклатуре HS; данные об изменении тарифов по 6-значной номенклатуре HS; цены на товары;
рассчитанные средние (отдельно по импортерам и экспортерам) эластичности спроса
на импорт, экспорт и товары-субституты.
[3] Индексы рассчитываются, как средневзвешенные по
эластичности спроса на импорт и доле продукта в импорте. Они отражают
универсальный уровень тарифных и нетарифных ограничений, при котором в условиях
максимизации ВВП объем импорта будет неизменным (рост/падение тарифа вызовет
падение/рост импорта).
[4] В 2011 году уровень господдержки
производителей в Беларуси с учетом ИПЦ упал в 3.6 раза. Это означает снижение Общего индекса ограничения торговли, то есть
снижение уровня поддержки отечественных производителей.
[5] Модель транслогарифмической производственной функции
ВВП (по методике Kee, Nicita, Olarreaga, 2009),
где импорт входит как фактор производства (с отрицательным знаком)
наряду с другими факторами.
[6] При оценке использовались данные об изменении
средневзвешенного тарифа и об импорте из
стран вне СНГ, а также об эластичностях спроса на импорт для Беларуси.
[i]. Lúcio Vinhas de Souza, An Initial Estimation of the Economic Effects
of the Creation of the EurAsEC Customs Union on Its Members. World
Bank, Economic Premise January 2011 • Number 47, [Электронный ресурс]. www.worldbank.org/economicpremise.
[ii]. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: World Trade Indicators. worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/TRADE/
продолжение
продолжение
Авторы доклада: Лученок А.И., Маркусенко М.В., Пекутько П.Н., Е.В.Преснякова, О.Л.Шулейко, И.В.Колесникова, Д. Муха
Комментариев нет:
Отправить комментарий