Страницы

О целесообразности создания ЗАО "Белорусский венчурный фонд"



 Лученок А.И., д.э.н. Рябова Н.В.
В Республике Беларусь признается, что обе­с­печение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке возможно только при переходе на инновационный путь обновления экономики. Однако уровень инновационности белорусской экономики на фоне других европейских стран не впечатляет. Если в Германии технологические инновации осуществляют почти 72 процента предприятий, в Бельгии, Эстонии, Финляндии, Ирландии и Кипре – более половины, то в Беларуси – только 22,7 процента. В сфере услуг ситуация с инновационностью еще хуже: среди европейских стран Беларусь находится на предпоследнем месте.
Одной из основных причин неудовлетворительной ситуации с инновационным развитием является недостаток финансирования. Среди европейских стран Беларусь находится на третьем месте с конца списка, опережая по государственному финансированию НИОКР в расчете 1 рубль ВВП только Мальту и Македонию, в то время как Литва выделяет на эти цели средств почти в три раза больше, а Исландия, Финляндия и Швеция – в 4-5 раз.
Выделяемого в Республике Беларусь финан­сирования инновационной деятельности по ми­ровым стандартам явно недостаточно для обе­с­­­печения должного уровня национальной кон­курентоспособности. Страны, которые дейст­ви­тельно стремятся обеспечить свое успешное технологическое развитие, выделяют на эти цели значительно большие средства.
Особо неблагоприятно обстоит в этом плане ситуация с финансированием венчурной деятельности. В статистическом сборнике «Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь» (2012) в графе «Доля венчурного капитала (ранняя стадия, рост и замещение) в ВВП» представлен прочерк. Между тем, в Люксембурге доля венчурного капитала в ВВП составляет 0,49 процента, Великобритании – 0,26, Швеции – 0,28, Швейцарии – 0,16, Финляндии – 0,15, Бельгии – 0,14 процента, а в Польше и Румынии соответственно 0,43 и 0,42 процента.
Отсутствие должного внимания к финансированию инновационной деятельности вообще и венчурного бизнеса в частности приводит к торможению экономического развития, усилению зависимости экономики страны от внешних факторов. Поэтому первоочередной задачей государственного управления должно стать увеличение ресурсного (в том числе и финансового) обеспечения инновационной и венчурной деятельности.
В Республике Беларусь коммерческие банки играют первостепенную роль в аккумулировании и перераспределении финансовых потоков, которые  могут быть направлены не только на поддержку сельского хозяйства или строительного комплекса, но и на стимулирование инновационного развития, в том числе и путем венчурного инвестирования. Однако из-за пассивной позиции банков венчурная деятельность в республике развивается вяло и непоследовательно.
Отсутствие серьезных банковских венчурных инвестиций обусловлено, в первую очередь, спецификой деятельности белорусских банков. Существуют законодательные препятствия, ограничивающие объемы участия банков в проведении высокорискованных операций. В этом случае банкам необходимо создавать резервы, что отвлекает их ресурсы из оборота. Кроме того, при инвестировании банкам необходимо иметь надежную форму обеспечения возврата заемных средств, что проблематично в случае с венчурным финансированием.
Другой проблемой является сложившаяся институциональная среда, при которой белорусские банки функционируют в нестабильных макроэкономических условиях с высоким девальвационно-инфляционным потенциалом. Поэтому они склонны осуществлять вложения в краткосрочные и низкорискованные проекты, предъявляя повышенные требования к кредитоспособности заемщиков.
Поэтому развитие банковского венчурного инвестирования необходимо  осуществлять путем совершенствования законодательной базы, повышения финансовой и имиджевой заинтересованности банков в финансировании инновационных проектов.
С учетом специфики экономической деятельности в Республике Беларусь и необходимости стимулирования венчурного бизнеса авторами доклада разработан механизм участия банковских структур в венчурной деятельности. В частности, предложено создание специализированной организации в форме закрытого акционерного общества ЗАО «Банковский венчурный фонд» (БВФ).
При этом на начальной стадии формирования венчурного фонда с участием банков серьезную роль должна играть государственная специализированная организация, которая будет одним из соучредителей создаваемой структуры, и оказывать консультационно-информационные услуги. В современных условиях в виде такой организации целесообразно рассматривать  Белорусский инновационный фонд («Белинфонд») (рис. 1).


  Рис. 1. Образование уставного капитала ЗАО «Банковский венчурный фонд»
Предполагается, что на первом этапе Белорусский инновационный фонд будет курировать деятельность ЗАО «Банковский венчурный фонд». Затем, по мере накопления опыта, банки выкупят часть акций Белинфонда, увеличивая свою долю в уставном капитале данной организации. Возможно также увеличение размера капитала фонда и доли банков за счет дополнительной эмиссии акций с последующим их выкупом банками-членами данной структуры.  Затем, по мере накопления опыта, уставный фонд БВФ увеличивается за счет дополнительного привлечения средств банков и расширения числа акционеров.
В виду наличия высокой степени кредитного риска и потребности в сохранении устойчивости банковской системы, необходимо:
  • долевое участие банков в венчурном фонде осуществлять только за счет их собственных средств;
  • ограничить долевое участие банков в уставном фонде ЗАО «Банковский венчурный фонд» размером не более 5 процентов их собственного капитала.
В целях упрощения процедуры целесообразно предоставить банкам возможность их участия в Банковском венчурном фонде без предварительного разрешения Национального Банка Республики Беларусь при выполнении определенных условий.   Право на участие в уставном капитале венчурного фонда будут иметь банки:
  • с момента государственной регистрации должно пройти не менее пяти лет. Выбор подобного срока предоставит доступ к финансированию инновационных проектов только тем банкам, которые имеют долгосрочные стратегические планы развития, сформированную клиентскую базу, хорошую деловую репутацию, узнаваемый брэнд, а также опыт ведения бизнеса в банковской сфере;
  • банк должен иметь устойчивое финансовое положение и в полном объеме соблюдал установленные нормативы безопасного функционирования;
  • объем собственного капитала банка  должен составлять не менее 40 млн. евро в эквиваленте. Выполнение данного критерия даст доступ к венчурному инвестированию банкам с относительно высокой степенью капитализации.
В случае невыполнения хотя бы одного из выше перечисленных условий долевое участие банка в Банковском венчурном фонде возможно после получения соответствующего разрешения Национального банка Республики Беларусь.
Вышеназванным условиям соответствует девять крупнейших банков Республики Беларусь. При вложении в  ЗАО «Банковский венчурный фонд»  5 процентов собственного капитала девяти крупнейших банков Республики Беларусь, общая сумма привлеченных средств банков в уставный капитал венчурного фонда составит примерно 1,6 трлн. рублей или 190 млн. долл  США (по курсу НБ равного 8 500).  При условии, что доля банков в капитале ЗАО «Банковский венчурный фонд» составит 51 процент, то с учетом средств Белорусского инновационного фонда, совокупная величина уставного капитала образуемой организации может сложиться в размере около 350-370 млн. долл. США.
Предполагается, что ЗАО «Банковский венчурный фонд» будет финансировать инновационные разработки на стадии «Start up» (начало работы) и «Early growth» (ранний рост).
На более поздних этапах развития венчурного проекта – расширения производства и изыскания дополнительных средств для финансирования организации уже достигшей точки безубыточности или начавшей получать прибыль, банки смогут напрямую участвовать в инвестиционном кредитовании инновационных фирм. Для предприятий-заемщиков преимуществом данной формы финансирования является отсутствие необходимости в передаче права на часть собственности фирмы (рис. 2).
 
Рис. 2. Предлагаемая схема финансирования венчурной деятельности

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

почему вначале речь идет о ЗАО "Белорусском венчурном фонде", а дальше уже о ЗАО "Банковском венчурном фонде"?