Страницы

Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели Беларуси, часть 2

 А.Лученок, И.Колесникова

 Миграция на постоянное место жительства

По официальной статистике в Республику Беларусь за период 1997-2010 гг. на постоянное место жительство в страну прибыло 127,2 тыс. чел. При этом коэффициент миграционного прироста в среднем за период составил 0,7%, достигнув своего максимума в 1998 году (1,9%).
Согласно мировому рейтингу по этому показателю Беларусь в 2010 году занимала 66 место (из 220 стран 71 имела положительный нетто-коэффициент, см. приложение 4), однако среди стран бывшего СССР этот коэффициент имеет положительное значение кроме Беларуси (1,06), только Россия (1,76).
При этом по официальной статистике нетто-миграция имела положительное значение, главным образом за счет России, стран Средней и Центральной Азии, Украины и Казахстана (миграция Юг-Юг), в то время как основными направлениями эмиграции были Германия, развитые страны ОЭСР и Израиль (Юг-Север), что не является неожиданностью.

Рис. 2.  Динамика официальной нетто-миграции в Беларусь по основным странам (кроме Российской Федерации) в 1997-2010 гг. тыс. человек

Из рис.2 видно, что по официальной статистике в последние годы начало увеличиваться положительное сальдо миграции из Украины. В то же время нетто-миграция в США, Германию и Израиль практически сошла на нет, видимо, по причине выезда уже всех желающих.
Что касается других характеристик постоянной миграции, то чистая миграция на 62,8% состоит из лиц трудоспособного возраста. Такой удельный вес трудоспособных мигрантов всего на 1,2% больше, чем доля трудоспособного населения Беларуси. Поэтому мигранты существенно не увеличивают долю занятых в национальной экономике. Кроме того, в структуре эмигрантов доля лиц старше трудоспособного возраста в 2 раза выше, чем эта доля в структуре иммигрантов, то есть из Беларуси выезжают в основном лица трудоспособного возраста или вступающие в этот возраст, во время как среди въезжающих в страну значительно больше лиц преклонного возраста. При такой возрастной структуре миграционных процессов решить проблему недостатка кадров по отельным профессиям представляется затруднительным. Кроме того, как показывают исследования, решить проблему старения простым увеличением количества иммигрантов невозможно, так как они быстро перенимают стиль жизни принимающей страны, в том числе демографическое поведение, и впоследствии создают дополнительную нагрузку на пенсионную систему [[1]].

Трудовая миграция

Число трудящихся-мигрантов по оценке МОТ в 2010 г. достигло 105 миллионов и 90% из них составляют мигранты и их семьи, выезжающие с целью трудоустройства, а не в поисках убежища. Трудящиеся-мигранты составляют примерно 4,2% общего количества рабочей силы развитых стран.
Белорусская национальная статистика о постоянной миграции базируется на данных, основанных на листках прибытия/убытия, собираемых Департаментом по гражданству и миграции МВД Беларусь.  Однако на практике эти данные не всегда точны, поскольку не все отъезжающие регистрируются в соответствующих службах. В результате белорусская статистика показывает положительное сальдо миграционного баланса с Россией, хотя реально в Россию мигрирует белорусов больше, чем россиян в Беларусь (рис. 3).
 Рис. 3. Нетто-миграция из Беларуси в Россию, человек (по данным Росстата). 

Большинство белорусских иммигрантов в России работают без официального разрешения, что не является обязательным для граждан Беларуси в России. В результате, по данным Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, в 1-м квартале 2011 года за границу с целью трудоустройства уехало всего 612 человек, в то время пресс-служба ФМС России сообщила, только в Москве на учет с целью трудоустройства в январе-марте этого года стало 1500 белорусов, то есть в одну столицу России выезжают на работу белорусов  почти в 2,5 раза больше, чем показывают официальные белорусские инстанции в отношении всей эмиграции из страны. Причем, как подчеркнули в ФМС России, из-за необязательности регистрации реальное количество белорусов в России может быть в десятки раз больше официальных данных их службы.

Сопоставление данных МОТ, ОЭСР, Росстата, а также результатов различных социологических опросов и обследований, оценок российских специалистов позволили сделать вывод, что отток незарегистрированных трудовых мигрантов из Беларуси более чем в 30 раз превышает зарегистрированную трудовую миграцию и оценивается как минимум в 150 тыс. человек ежегодно. Причем уровень квалификации этих мигрантов выше, чем в среднем занятого населения в трудоспособном возрасте (по данным разных социологических опросов доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием в составе трудовых мигрантов колеблется в пределах 50-60%). Наиболее часто работать за границу уезжают врачи (около 12%), инженеры (10%), биологи (7%), в то же время почти 30% иммигрантов из Беларуси – низкоквалифицированные работники [[iii]].
Поэтому в дальнейших расчетах мы используем скорректированные данные, основанные не только на данных государственной белорусской статистики, но и зарубежных стран. Учтены были также данные международных организаций, переписи населения, обследования домашних хозяйств, социологических опросов.
Беларусь до прошедшей в 2011 г. девальвации выглядела относительно привлекательной страной в регионе для притока трудовых мигрантов: ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в 2010 г. в Беларуси был лишь чуть меньше, чем в России (12,3 тыс. долл. США и 14,2 тыс. долл. США соответственно). По уровню номинальной среднемесячной заработной платы Беларусь находилась на третьем месте после России и Казахстана, и разница уже в 2010 г. была значительной: в России – 698 долл., Казахстан – 526, Беларусь – 415 долл.
Разница в среднем уровне заработной платы в Беларуси и России привела к тому, что сальдо трудовой миграции в 1997-2010 гг. для Беларуси было отрицательным. По нашим подсчетам трудовая миграция в Россию составляет около 85% всей трудовой миграции из Беларуси.
Ситуация для нашей республики еще более ухудшилась к лету 2011 г.: в июле начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь составила 1 854,5 тыс. рублей, что соответствовало примерно 367 долл. США по официальному курсу. Однако мигранты имели возможность приобрести валюту в основном по теневому курсу, по которому величина средней заработной платы в августе снизилась до 218 долларов США. В сложившихся условиях иммиграция из нашей страны активизировалась прежде всего в направлении России.  
Одной важнейшей составляющей миграции является образовательная структура миграции. Здесь в Республике Беларусь тоже не все благополучно: в составе чистых мигрантов (сальдо миграции) за 1997-2010 гг. даже по официальной статистике  доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование ниже, чем в целом по республике (35% и 45,9%, соответственно). В то же время, последние исследования свидетельствуют о том, что иммиграция может смягчить проблему замедления темпов экономического роста в связи со старением населения, только в том случае, если квалификационная структура иммигрантов и их занятость в соответствующих сегментах рынка труда соответствует существующей квалификационной структуре местного населения. При этом, чем выше уровень квалификации иммигрантов, тем больше их вклад в потенциальный экономический рост при условии соответствующих инвестиций в основной капитал [6].
 Анализ показал, что из Беларуси выезжают более квалифицированные кадры, чем в нее въезжают. И это вполне закономерный процесс: в борьбе за высококвалифицированные кадры выигрывают более богатые страны.
Кроме того, в последнее время активизировалась виртуальная иммиграция белорусов (аутсортинг,  фрилансинг). При этом компании, как правило, находятся за рубежом, и используют труд сотрудников, проживающих на территории нашей страны.  Виртуальные аутсорсинг и фрилансинг обычно не дают прямых поступлений в белорусский бюджет. Вознаграждение поступает через электронные кошельки глобальной сети и, как правило, не декларируются. В то же время это явление имеет и положительный аспект: деньги (как правило, в иностранной валюте), в основном тратятся в Беларуси, что положительным (хотя и слабым) образом сказывается на платежном балансе.  Таким образом, на сегодняшний день происходит реальный отток из страны высококвалифицированной рабочей силы, которая не может найти в Беларуси работу с достойной оплатой
Сама же Беларусь привлекательна в основном для малоквалифицированных трудовых мигрантов из Украины, Молдовы, Киргизстана и Таджикистана.
Приток незарегистрированных трудовых мигрантов в Беларусь незначительно превышает объем зарегистрированной миграции (по нашим оценкам в 2,5 раза, то есть около 6 тыс. трудовых мигрантов в год, что мало ощутимо для рынка труда Беларуси). Основная масса этих мигрантов имеет относительно низкий уровень образования и работает в сфере обслуживания, сельском хозяйстве и промышленности. В целом отрицательное сальдо трудовой миграции оценивается ежегодно минимум в 140 тыс. чел. или почти 3% от экономически активного населения.

Денежные переводы эмигрантов

Денежные переводы мигрантов являются одной из наиболее важных составляющих миграционного процесса. На сегодняшний день в мировом масштабе эти переводы в три раза превышают официальную помощь развивающимся странам [5], помогают сократить бедность и неравенство, начать новый бизнес, увеличить вложения в образование и здравоохранение [[iv]], смягчить положение домохозяйств в период экономических кризисов и катастроф [[v]], улучшить состояние платежного баланса.
Денежные переводы мигрантов-белорусов хотя выросли в абсолютном выражении с 222 млн. долл. в 2001 г. до 387 млн. долл. в 2010 г. (рис. 4), однако в относительном выражении их величина в последние годы колебалась вокруг 1% от ВВП). Более того, максимальное значение этой величины (2,38%) было в 1996 г., постепенно уменьшаясь до сегодняшнего уровня. При этом сальдо «официальных» переводов все годы было положительным и достигло в 2010 г. 302 млн. долл., однако его относительная величина также не велика: в среднем 0,6% ВВП, что можно рассматривать как не слишком значимое влияние на экономическое развитие страны. Характерно, что около 90% (89-92% в разные годы) оборота денежных средств приходится на Россию.
 В то же время, по оценкам экспертов, официальные переводы мигрантов составляют лишь 29% от реальных денежных потоков в мире (World Bank, 2011). Беларусь в этом смысле не исключение.
Наиболее сложным аспектом данных о денежных переводах является оценка поступлений по неофициальным каналам. Один из способов оценки истинного размера денежных переводов заключается в проведении опросов среди отправителей и получателей денежных переводов. Без проведения новых достаточно рандомизированных и репрезентативных опросов получателей и отправителей данные проводимых в настоящее время опросов домохозяйств будут носить лишь индикативный, а не комплексный характер. Однако в отсутствие этих данных, мы использовали для оценки метод, предложенный Ratha и Shaw, согласно которому предполагается, что сумма, высылаемая средним мигрантом, увеличивается с увеличением его дохода, но в меньшей степени [[vii]].
Рассчитанный по это методике общий объем трансфертов в Республике Беларусь составил в 2010 г. 1,3 млрд. долл., а сальдо трансфертов – 850 млн. долл. или 1,7% ВВП. При всей приблизительности этих расчетов, они, вне всякого сомнения, более реально отражают ситуацию по сравнению с официальной статистикой, что признают и представители органов власти. Таким образом, поступление в Республике Беларусь денежных средств мигрантов в размере, приближающемся к 2% ВВП и 2,6% валового внешнего долга страны, следует рассматривать как достаточно существенную поддержку национальной экономики.


[1]. IMO, 2010, World Migration 2010: The Future of Migration: Building Capacities for Change.
[2]. Электронный ресурс: http://bi.gks.ru:8080/DDB/showcharts.jsp?report=NA000_2p&project=BIPortal_cen_2.bip.
[iii]. ILO, 2010. Message by Juan Somavia Director-General of the International Labour Office on the occasion of International Migrants Day.
[iv]. Edwards, Alejandra Cox, and Manuelita Ureta. 2003. “International Migration, Remittances and Schooling: Evidence from El Salvador.” Journal of Development Economics, 72 (2), Special Issue: 429–461.
[v] World Bank. 2006. Global Economic Prospects 2006: Economic Implications of Remittances and Migration. World Bank, Washington DC.
[vi]. Migration and Remittances Factbook 2011. - Электронный ресурс: http://siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/Resources/334934-1199807908806/ Belarus.pdf.
[vii]. Ratha, Dilip K., William Shaw (2007). "South-South Migration and Remittances," Development Prospects Group, World Bank Working paper № 102.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Почему вы прямо не пишете, что данные по миграционному сальдо искусственно "улучшаются" для создания благприятного образа Беларуси?

Александр Лученок комментирует...

Я думаю, что все гораздо проще.
Просто пока нет необходимой заинтересованности в объективной статистике. Но ведь уже пора посмотреть на реальную картину.