Страницы

Влияние Единого экономического пространства (ЕЭП) на развитие Республики Беларусь: проблемы и пути их решения, часть 3

предыдущая страница

4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ЕЭП

Специфика инвестиционных стратегий стран-членов ЕЭП

В качестве основного принципа функционирования ЕЭП выступает обеспечение свободы перемещения не только товаров, услуг, рабочей силы, но и капитала (инвестиций) через границы государств-участников. Созданию условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников будет способствовать гармонизация национального инвестиционного законодательства в соответствии с Соглашением о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества.
Сравнительный анализ инвестиционных процессов в Беларуси, России и Казахстане позволяет сделать вывод о более активной инвестиционной политике Беларуси по сравнению с иными странами. Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП Беларуси (в 2010 г. – 33,3%) значительно превышает аналогичные показатели России (20,3%) и Казахстана (21,9%).
Удельный вес инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в структуре инвестиций в основной капитал в Беларуси и России находится примерно на одинаковом уровне (в 2010 г. – 38,0% и 38,6% соответственно). При этом Казахстан значительно отстает от других стран по данному показателю (26,5%).
В современных условиях экономика стран-участников ЕЭП значительно отличается структурой направлений инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (табл. 6).
Таблица 6. Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в 2010 г., в % к общему объему инвестиций в основной капитал

Всего
в том числе в:

промышленность
сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство
строительство
транспорт и связь
торговлю, ремонт автомобилей
другие отрасли
Беларусь
100
25,5
17,4
3,9
9,1
3,5
40,5
Казахстан
100
55,6
1,8
1,2
17,1
2,1
22,2
Россия
100
39,1
3,4
3,9
26,7
3,3
23,6
Источник – [i], [ii], [iii].
В Беларуси наибольший объем инвестиционных ресурсов направляется на развитие промышленности и сельского хозяйства (25,5% и 17,4%). В Казахстане максимальный объем инвестиционных ресурсов направляется на развитие промышленности (55,6%). На втором месте в качестве приоритета выступает транспорт (17,1%). Для России приоритетными направлениями инвестирования являются промышленность (39,1%) и транспорт (26,7%).
Сравнительный анализ динамики наиболее агрегированных показателей, характеризующих инвестиционную политику государств, формирующих Единое экономическое пространство, показывает более высокие их значения в Беларуси. Косвенно это указывает на более значимую роль инвестиций в экономическом развитии Беларуси. Вместе с тем, наша страна отстает от своих партнеров в разнообразии применяемых форм инвестирования и инструментов стимулирования инвестиционной деятельности.
В существующих условиях спецификой инвестиционной политики Беларуси является преимущественное направление инвестиций на реализацию экспортоориентированных и импортозамещающих проектов. Многие из них планируется реализовывать преимущественно за счет кредитов отечественных банков и заемных средств других организаций. При сравнительном анализе структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал стран СНГ видно, что доля кредитов банков в Беларуси значительно превышает аналогичный показатель в других странах СНГ (табл. 7). Одной из причин такого явления выступает чрезмерное эмиссионное кредитование экономики Беларуси в предыдущие годы.
Таблица 7. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре 2011 г., в % к общему объему инвестиций в основной капитал

Всего
В том числе за счет:
бюджетных средств
собственных средств организаций
кредитов отечественных банков и заемных средств других организаций
средств
иностранных
инвесторов
средств
населения
прочих
источ-
ников
Азербайджан
100
36,9
19,3
2,2
29,1
3,6
8,9
Армения
100
19,2
45,6
17,1
14,6
3,5
Беларусь
100
13,3
37,4
32,3
5,6
6,7
4,7
Казахстан
100
18,7
42,2
10,7
23,2
5,2
-
Кыргызстан
100
11,5
32,0
0,2
26,5
27,1
2,7
Молдова
100
5,5
68,8
10,8
9,8
3,2
1,9
Россия
100
14,4
46,1
11,6
3,6
-
24,3
Таджикистан
100
57,1
4,7
23,4
5,5
9,3
Узбекистан
100
6,4
50,7
12,8
22,0
8,1
Украина
100
6,8
62,4
15,0
3,1
2,7
10,0

Модернизация инвестиционной политики Беларуси в условиях ЕЭП должна осуществляться на основе учета перспективных направлений технологического развития России и Казахстана, а также возможной кооперации предприятий с предприятиями стран-участников ЕЭП.
Стратегической целью экономического развития России, является достижение ею передовых позиций в глобальной экономической конкуренции и вхождение в 2015–2020 гг. в пятерку стран-лидеров по объему ВВП [iv]. Структурные изменения в экономике ожидаются благодаря смещению структуры инвестиций в пользу инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, социальная инфраструктура и др.), а в промышленности – в пользу обрабатывающих и высокотехнологичных видов деятельности.
В качестве перспективных инструментов инвестиционной политики предполагается усиление роли институтов развития, которые включают в себя как финансовые (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Российская венчурная компания, «Российская корпорация нанотехнологий» и др.), так и нефинансовые (центры трансфера технологий, центры содействия энергоэффективности, особые экономические зоны, техно- и промышленные парки, бизнес-инкубаторы и др.) институты развития.
Планируется расширение использования механизмов концессий, а также системы предоставления бюджетных гарантий по некоммерческим рискам при реализации инфраструктурных, инновационных и социально значимых проектов. Участие государства в соответствующих проектах обеспечивается средствами Инвестиционного фонда, в котором концентрируется часть доходов от продажи энергоносителей [v].
Стратегия инвестиционной политики Республики Казахстан состоит в стимулировании диверсификации национальной экономики в сторону ускоренного развития отраслей несырьевого сектора. Согласно Стратегическому плану развития Казахстана до 2020 г. доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП составит к 2020 г. не менее 13%; доля несырьевого экспорта должна возрасти с 10% до 45%. Для достижения поставленных целевых показателей предполагается в 2011–2015 гг. инвестировать в недобывающие сектора порядка 20 млрд долл. США. В качестве приоритетных отраслей для инвестирования рассматриваются переработка сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, переработка нефти, металлургическая, химическая и фармацевтическая промышленность, а также инфраструктурные отрасли, включая транспорт, телекоммуникации и социальную инфраструктуру.
Государством также определены перспективные в будущем формы привлечения иностранного капитала: финансовый лизинг, продажа акций крупных предприятий иностранным компаниям, привлечение иностранных инвестиций в венчурное производство (при долевом участии государства или правительственной гарантии) [vi].
Важная роль в реализации государственной инвестиционной политики отводится государственным финансовым институтам развития (Национальный инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Банк Развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX»), основной целью деятельности которых является содействие диверсификации национальной экономики через создание системы развития и поддержки бизнеса на всех уровнях и эффективное управление инвестиционными ресурсами [[vii]].

Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси в условиях Единого экономического пространства

Мировой финансовый и экономический кризис оказал заметное негативное влияние на динамику привлечения ПИИ как в мировую экономику, так и в экономики стран-участниц ЕЭП. В 2010 г. по сравнению с докризисным 2008 г. приток ПИИ в Беларусь снизился на 38,1%, в России – на 45,1% и в Казахстане – на 30,4% (табл. 8). При этом в Беларуси по сравнению с другими странами-членами ЕЭП приток ПИИ по отношению к инвестициям в основной капитал по-прежнему остается на весьма низком уровне. По итогам 2010 г. приток ПИИ к инвестициям в основной капитал в Беларуси составил всего 5,8%, что более чем в 2 раза ниже показателя России (13,6%) и более чем 4 раза ниже показателя Казахстана (23,3%). По накоплению ПИИ Беларусь также значительно отстает от партнеров по ЕЭП. Накопленный объем ПИИ на конец 2010 г. в Беларуси составил 18,3% против 28,7% в России и 61,1% в Казахстане.
Таблица 8. Показатели привлечения и накопления ПИИ в странах ЕЭП
Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Приток ПИИ, млн долл.





Беларусь
354
1 805
2 180
1 886
1 350
Россия
29 701
55 073
75 002
36 500
41 194
Казахстан
6 278
11 119
14 322
13 771
9 961
Приток ПИИ, % к инвестициям в основной капитал





Беларусь
 3,2
 12,7
 10,8
 10,4
 5,8
Россия
 16,2
 20,2
 20,3
 13,8
 13,6
Казахстан
 25,7
 35,3
 40,0
 44,7
 23,3
Накопленный объем ПИИ на конец года, млн долл.





Беларусь
 2 734
 4 483
 6 683
 8 537
 9 940
Россия
265873
491052
215755
381962
423150
Казахстан
 32 879
 44 590
 59 035
 72 547
 81 352
Накопленный объем ПИИ на конец года, % к ВВП





Беларусь
 7,4
 9,9
 11,0
 17,4
 18,3
Россия
 26,9
 37,8
 12,9
 31,0
 28,7
Казахстан
 40,6
 42,5
 44,2
 66,5
 61,1
Источник: [viii].
Россия по-прежнему выступает главным иностранным инвестором Беларуси. На ее долю в 2010 г. приходилось 58,5% всех поступивших ПИИ, тогда как доля другого партнера по ЕЭП Казахстана в прямых инвестициях в Беларусь составила всего 0,05% (табл. 9). В то же время доля прямых инвестиций Беларуси в Россию в 2010 г. составила 0,09% от всего их объема. Таким образом, в белорусской экономике наблюдается доминирование российского капитала, в то время как присутствие казахского капитала в Беларуси пока несущественно и больше касается банковского сектора и небольших торговых предприятий.
Таблица 9. Приток ПИИ в Беларусь по странам ЕЭП за 2008–2010 гг.

2008 г.
2009 г.
2010 г.
млн долл.
% в общем объеме
млн долл.
% в общем объеме
млн долл.
% в общем объеме
Республика Беларусь, всего
в том числе из:
2 180,6
100,0
1 884,4
100,0
1 402,8
100,0
России
1 009,3
46,3
1 370,1
72,7
853,7
58,5
Казахстана
н.д.
-
11,8
0,626
0,7
0,050
В реальный сектор экономики Беларуси, в том числе из:
682,7
100,0
420,9
100,0
360,6
100,0
России
224,7
32,9
276,7
65,7
235,9
65,4
Казахстана
0,020
0,003
0,022
0,005
0,076
0,021
Источник: [ix], [x], [xi], [xii], [xiii], [xiv], [xv].

Потенциал Беларуси по привлечению ПИИ, рассчитанный по методике ЮНКТАД, достаточно высок. В 2009 г. Беларусь по этому показателю занимала 44 место в мире. Это связано с наличием высококвалифицированной рабочей силы, развитой индустриальной и инфраструктурной базой, выгодным географическим положением и пр. Однако по фактическому привлечению инвестиций она занимает 53 место. В отличие от Беларуси Казахстан, обладая гораздо меньшим потенциалом, чем Беларусь, более успешно привлекает прямые инвестиции.
С целью стимулирования притока ПИИ и повышения инвестиционной привлекательности Беларуси разработана и принята «Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года». Предполагается, что ее выполнение обеспечит вхождение Беларуси в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по рейтингу Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business), а также повышение позиций в отчетах международных рейтинговых агентств: The Heritage Foundation, Moody's Investors Service, Fitch Ratings, и других.
Таблица 10. Положение стран ЕЭП в ведущих экономических рейтингах, влияющих на динамику потоков ПИИ
Рейтинг
Позиция в рейтинге
Беларусь
Россия
Казахстан
1. Рейтинг ведения бизнеса 2012 (Ease of Doing Business)
69
120
47
2. Рейтинг экономической свободы 2012 (Index of Economic Freedom)
153
144
65
3. Рейтинг уверенности прямых иностранных инвесторов 2012 (The A.T. Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index)
Не представлена*
12
Не представлена*
4. Рейтинг глобальной конкурентоспобности 2011–2012 (The Global Competitiveness Index)
Не представлена
66
72
5. Рейтинг восприятия коррупции 2011 (Corruption Perceptions Index)
143
143
120
Источник: [xvi], [xvii], [xviii], [xix], [xx].
В последнем отчете Всемирного банка «Doing Business» Беларусь заняла 69-е место среди 183-х государств, повысив свой рейтинг на 22 позиции по сравнению с прошлым годом. Положительные изменения рейтинга страны наблюдаются по следующим категориям: получение разрешений на строительство, регистрация собственности, защита инвесторов, налогообложение, закрытие бизнеса (табл. 10).
В рейтинге экономической свободы 2012 по версии исследовательской организации The Heritage Foundation (Вашингтон) и деловой газеты The Wall Street Journal (Index of Economic Freedom) Беларусь, набравшая 49 баллов, расположилась на 153 месте и попала в группу стран «подавленных экономик» вместе с Бирмой, Венесуэлой, Ираном, Узбекистаном и другими.
Еще одним важным экономическим рейтингом для иностранных инвесторов является рейтинг уверенности прямых иностранных инвесторов, составляемого международной консалтинговой компанией A.T. Kearney (The 2012 A.T. Kearney FDI Confidence Index). По данным последнего отчета в число 25 стран – лидеров, наиболее привлекательных для осуществления ПИИ из стран ЕЭП вошла только Россия (12-е место).
Сводный анализ всех рейтингов показывает, что наиболее благоприятные позиции в сфере привлечения ПИИ занимает Казахстан. Беларусь обладает отдельными конкурентными преимуществами перед партнерами по ЕЭП в плане привлечения ПИИ, однако в целом эти возможности используются не в полной мере.
Вступление России в ВТО значительно повышает привлекательность страны перед инвесторами по сравнению с остальными участниками ЕЭП. Ожидается, что увеличение притока ПИИ будет способствовать более активному внедрению современных технологий в производство, что обеспечит развитие и дальнейшую модернизацию российских предприятий. Кроме того, после вступления в ВТО у России появится возможность обжаловать в органах ВТО компенсационные меры, введенные против нее в ответ на предполагаемое субсидирование.
Активные переговоры по вступлению в ВТО ведет Казахстан. Следует учитывать, что отставание Беларуси на пути вступления в ВТО приведет к снижению заинтересованности иностранных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на территории Беларуси, а также будет способствовать переливу капитала из Беларуси в страны-члены ВТО. Поэтому активизация переговоров по вступлению Беларуси в ВТО должна являться одной из важнейших задач в области создания благоприятного инвестиционного климата страны в условиях ЕЭП.
Инвестиционная политика Беларуси должна быть направлена, прежде всего, на укрепление инвестиционной привлекательности страны, обеспечение сравнительно более выгодных условий осуществления экономической деятельности, чем в России и Казахстане. Практическое воплощение данной цели должно включать в себя реализацию следующего комплекса мер.
1. Кардинальное улучшение институциональных условий ведения бизнеса.
Потенциальные инвесторы должны быть, прежде всего, уверены в незыблемости правовых норм, гарантирующих защиту их инвестиций. Должны быть созданы не только действенные механизмы судебной защиты собственности, но и сформирована работоспособная система согласования интересов государства и бизнес-сообщества, предполагающая участие последнего в разработке и принятии наиболее важных решений в экономической сфере. Необходимо существенное снижение участия государства в регулировании и административной регламентации деятельности хозяйствующих субъектов.
2. Переориентация инвестиционных потоков в развитие приоритетных видов экономической деятельности для Республики Беларусь.
Стратегическими документами определены приоритетные виды экономической деятельности, развитие которых позволит обеспечить конкурентоспособность экономики Беларуси на современном рынке. В частности, к этой категории относятся производства V и VI технологического уклада. При этом анализ направлений инвестиционных потоков показывает значительное несоответствие продекларированным приоритетам. По сравнению со странами-участниками ЕЭП в Беларуси значительный объем инвестиционных ресурсов направляется на поддержку сельского хозяйства. Практически в 2–2,5 раза меньше удельный вес инвестиций, направляемых на реализацию инвестиционных проектов в сфере промышленности, транспорта и связи.
В первую очередь инвестиции должны направляться на приобретение высокотехнологического оборудования, транспортных средств и других средств производства. Для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции необходимо более активно использовать механизм заключения инвестиционных договоров, действующий согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10. Целесообразно внести дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь №10 и установить, что дополнительные льготы и преференции, за исключением перечисленных в декрете, могут быть предоставлены инвесторам Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь исключительно для реализации инвестиционных проектов по созданию и расширению высокотехнологичных видов производств.
В реформировании нуждаются подходы к администрированию инвестиционной деятельности, в первую очередь, к планированию показателей динамики инвестиций в основной капитал и обеспечению их выполнения. Существующая система ежегодного установления плановых заданий по росту инвестиций в основной капитал и жесткий контроль их выполнения позволяют обеспечивать прирост инвестиций и, таким образом, стимулировать экономический рост. Однако такая практика способствует неэффективному использованию инвестиционных ресурсов, так как доводимые задания зачастую выполняются формально, без объективной оценки и глубокой проработки целесообразности капитальных вложений. В связи с этим в целях повышения экономической эффективности инвестирования, особенно в условиях ограниченности финансовых ресурсов, целесообразно отказаться от директивного установления плановых заданий по росту инвестиций в основной капитал.
Наряду с существующими стратегическими и программными документами целесообразно разработать Структурную политику развития экономики Беларуси, определяющую тенденции развития отдельных отраслей (промышленности, транспорта, связи, торговли и др.) в условиях ЕЭП, учитывающую технологический уровень России и Казахстана и перспективы его развития на период до 2030 года и включающую в себя совокупность мер по поддержке развития приоритетных видов производств и защите инвесторов-резидентов Республики Беларусь.
3. Пересмотр стратегии инвестирования средств республиканского и местных бюджетов.
Одной из наиболее актуальных задач инвестиционной политики Беларуси является пересмотр стратегии инвестирования средств республиканского и местных бюджетов. Государственный бюджет преимущественно ориентирован на финансирование непроизводственных инвестиционных объектов (строительство спортивных сооружений, ведомственного жилья, строительство и реконструкцию административных зданий и т.д.). При этом бюджетные инвестиционные потоки являются в основном неинновационными.
Недостаток собственных инвестиционных ресурсов организаций вызывает необходимость в государственной поддержке инвестиционных проектов по созданию инновационных производств. Прогнозируемое в связи со вступлением в ВТО усиление инвестиционной привлекательности России и Казахстана приведет к постепенному появлению в этих странах новых либо технологическому усовершенствованию действующих производств, продукция которых будет конкурировать с белорусской. Наряду с возрастанием конкуренции на российском и казахстанском рынках усложнится сбыт белорусской продукции и на внутреннем рынке. При этом отсутствие каких-либо барьеров в перемещении товаров в рамках ЕЭП существенно сузит возможности государства защищать отечественных производителей.
В таких экономических условиях государственные инвестиционные ресурсы следует направлять на создание или расширение объектов, способствующих повышению конкурентоспособности экономики. В связи с этим необходим пересмотр приоритетов финансовой политики в направлении увеличения бюджетных расходов в реальный сектор экономики и, прежде всего, на инновационную деятельность. Одним из источников финансирования реализации инвестиционных проектов на республиканских и коммунальных предприятиях могут стать поступающие в бюджет дивиденды на акции.
Целесообразно разработать новые формы господдержки предприятий, пересмотреть условия выдачи бюджетных ссуд, финансовой помощи, возмещения части процентов за пользование банковским кредитом. При предоставлении государственных инвестиционных ресурсов следует обеспечить конкурсность и равный доступ к господдержке субъектов хозяйствования разных форм собственности. В целом реформирование системы государственной поддержки должно осуществляться в соответствии с договоренностями по субсидиям в рамках ЕЭП.
4. Развитие технологических цепочек с предприятиями России и Казахстана.
Организациям Беларуси необходимо максимально использовать потенциал интеграционного объединения в рамках ЕЭП. В частности, министерствам и ведомствам целесообразно проработать вопрос о вхождении белорусских предприятий в кооперационные связи с действующими на территории ЕЭП транснациональными корпорациями, а также с российскими и казахстанскими компаниями, а также учитывать преимущества огромного единого экономического рынка для создания новых производств. В качестве варианта можно рассматривать создание совместных холдинговых структур с российскими и казахскими предприятиями. В полной мере необходимо задействовать при привлечении инвестиций потенциал СЭЗ. Для улучшения экономических связей между предприятиями целесообразно разработать нормативную базу по взаимодействию предприятий в рамках кластеров. Для поддержки конкурентоспособности национальных предприятий в условиях ЕЭП необходимо активизировать решение вопроса о вступлении Беларуси в ВТО.
5. Приватизация объектов государственной собственности, обеспечивающая привлечение инвестиций в развитие производств.
В настоящее время в республике активизирована работа по разгосударствлению и приватизации объектов государственной собственности. Одной из причин является условие предоставления кредита Республике Беларусь из антикризисного фонда ЕврАзЭС – приватизация белорусских предприятий на 7,5 млрд долл. США в течение трех лет, по 2,5 млрд долл. США в год.
На наш взгляд, при проведении приватизационных сделок на первый план должны выступать перспективы развития и возможности привлечения инвестиций в предприятия, а не максимальная цена их продажи. В связи с этим продажу средних и крупных объектов государственной собственности целесообразно осуществлять преимущественно на конкурсных условиях инвесторам, предложившим наиболее перспективные инвестиционные планы развития предприятий. Целесообразно изменить подходы к оценке стоимости предприятий. В частности, использовать в качестве начальной при реализации пакетов акций на конкурсах и аукционах рыночную цену, определенную профессиональными оценщиками. Для привлечения инвесторов к участию в торгах необходимо обеспечить перевод бухгалтерской отчетности приватизируемых предприятий в отчетность, составленную на основе международных стандартов финансовой отчетности. Данную информацию следует распространять в составе инвестиционных предложений на специализированных сайтах и базах данных.
6. Развитие финансовых инструментов инвестиционной политики.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности в Беларуси следует внедрять новые и шире использовать перспективные методы и финансовые инструменты инвестиционной политики:
- проектное и венчурное финансирование. В данных целях следует ускорить принятие Закона «О венчурной деятельности»;
- государственно-частное партнерство;
- предоставление бюджетных гарантий по некоммерческим рискам при реализации инфраструктурных, инновационных и социально-значимых проектов;
- дополнительная эмиссия акций на биржевых рынках, в том числе на внешних (IPO);
- финансирование инвестиций через так называемые институты развития. Целесообразно создание специализированных структур (инвестиционных фондов, Банка развития и т.п.), основной задачей которых должно стать оказание финансовой поддержки частному сектору в реализации проектов в приоритетных для государства сферах деятельности.
7. Улучшение позиций Беларуси в ведущих мировых экономических рейтингах.
Увеличению объема привлечения ПИИ в Беларусь может способствовать улучшение позиций нашей страны в ведущих мировых экономических рейтингах. Следует уделить особое внимание улучшению позиций Беларуси в рейтингах, в которых Беларусь уступает партнерам по ЕЭП – рейтинге экономической свободы и рейтинге восприятия коррупции. Необходимо войти в рейтинг уверенности прямых иностранных инвесторов и в рейтинг глобальной конкурентоспособности. В целом Беларусь, прежде всего, должна ориентироваться на опыт Казахстана в привлечении ПИИ, который обладая гораздо меньшим потенциалом, чем наша страна, более успешно привлекает прямые инвестиции.
8. Совершенствование фискальных стимулов для привлечения иностранных и национальных инвестиций.
В целом в текущей ситуации Беларусь должна воспользоваться выгодным географическим расположением и включиться в полноценную конкуренцию в регионе за привлечение инвестиций в экономику. Конкурентными преимуществами Беларуси могут стать улучшение делового и инвестиционного климата и либерализация экономической деятельности в стране. При этом политика привлечения инвестиций в отечественную экономику в первую очередь должна быть направлена на то, чтобы привлекаемые инвестиции способствовали созданию высокотехнологичных рабочих мест, росту производительности труда, увеличению экспорта и импортозамещению, а также привлечению передовых технологий.


[i]. Инвестиции в основной капитал и строительство объектов в Республике Беларусь за 2010 год / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, - Мн., 2011. – 161 с.
[ii]. Инвестиционная и строительная деятельность в Республике Казахстан / Агентство Респ. Казахстан по статистике, Астана, 2010. – 241 с.
[iii]. Российский статистический ежегодник 2011 / Росстат, М., 2011 – 795 с.
[iv]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Информация для всех [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. – Дата доступа: 11.12.2011.
[v]. Полетаев, В.Э. Становление инвестиционной политики Российской Федерации в начале XXI века / В.Э. Полетаев // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2010/hist12.html. – Дата доступа: 18.12.2011.
[vi]. Инвестиционная политика Казахстана – общий обзор // Центральная Азия [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.centralasia-biz.com/cabiz/kazahstan/investment/abt_investment_kz.htm. – Дата доступа: 07.12.2011.
[vii]. Инвестиционная политика Республики Казахстан // Сайт посольства Казахстана в Израиле [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.kazakhemb.org.il/?CategoryID=215&ArticleID=911. – Дата доступа: 07.12.2011.
[viii]. World Investment Report 2011: Non-equity modes of international production and development. – New York and Geneva: United Nations, UNCTAD, 2011. – 251 p.
[ix]. Платежный баланс Республики Беларусь за январь-сентябрь 2011 года – Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2011. – 155 с.
[x]. Платежный баланс Республики Беларусь за 2010 г. – Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2011. – 147 с.
[xi]. Платежный баланс Республики Беларусь за 2009 г. – Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2010. – 155 с.
[xii]. Платежный баланс Республики Беларусь за 2008 г. – Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2009. – 148 с.
[xiii]. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа за 2008 год: стат. сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск: 2009. – 112 с.
[xiv]. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа за 2009 год: стат. сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск: 2010. – 108 с.
[xv]. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа за 2010 год: стат. сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск: 2011. – 115 с.
[xvi]. Doing Business 2012 [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Reconstruction and Development, the World Bank, 2011. — Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/~/media/FPDKM/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB12-FullReport.pdfДата доступа: 01.02.2012.
[xvii]. Страновые рейтинги экономической свободы 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.heritage.org/index/ranking — Дата доступа: 09.01.2012.
[xviii]. Cautious Investors Feed a Tentative Recovery [Электронный ресурс]  ATKearney  — Режим доступа: http://www.atkearney.com/images/global/pdf/Cautious_Investors_Feed_a_Tentative_Recovery-FDICI_2012.pdfДата доступа: 08.01.2012.
[xix]. Страновые рейтинги глобальной конкурентоспособности 2011-2012 [Электронный ресурс]. Всемирный экономический форум — Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_CompetitivenessIndexRanking_2011-12.pdf — Дата доступа: 03.02.2012.
[xx]. Страновые рейтинги восприятия коррупции 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cpi.transparency.org/cpi2011/results/ — Дата доступа: 03.02.2012.

продолжение


Авторы доклада: Лученок А.И., Маркусенко М.В., Пекутько П.Н., Е.В.Преснякова,  О.Л.Шулейко, И.В.Колесникова, Д. Муха

Комментариев нет: